Как «Барселона» стала первым клубом, заработавшим €1 млрд за сезон

Игорь Осипов Forbes Contributor
Фото David S. Bustamante / Soccrates / Getty Images
В 2019 году «Барселона» станет лидером по выручке среди спортивных команд, а уже в 2020-м планирует стать первым спортклубом с доходом больше €1 млрд

В начале октября «Барселона» опубликовала подробный финансовый отчет по итогам сезона 2018/19. Его цифры фиксируют рост клубной экономики. За год «Барса» заработала €990 млн, обновив свой прежний рекорд по доходам (€914 млн) и вплотную приблизившись к миллиардному рубежу. Выручка вечного конкурента «Барсы» — «Реала» — составила в сезоне 2018/19 €864 млн, что является рекордом клуба и на €58,5 млн больше показателя сезона 2017/18. При этом «Даллас Ковбойз» из НФЛ — самый дорогой спортклуб мира по версии Forbes — заработал «лишь» $950 млн (€865 млн). Похоже, «Барселона» первой среди спортивных команд достигнет выручки в €1 млрд и, судя по динамике последних лет, исторический результат может быть достигнут раньше намеченного руководством срока.

Как зарабатывает «Барселона»

Около трети дохода «Барсе» приносит коммерция — спонсорские, рекламные и лицензионные контракты: в сезоне 2018/2019 это €325 млн, что на €62 млн больше прошлогодней цифры. В числе основных спонсоров клуба Nike (€174 млн в год), японская компания e-commerce Rakuten (€55 млн) и турецкий производитель бытовой техники Beko (€19 млн). Еще €15 млн добавили Audi, Gillette и турецкий шинный бренд Lassa.

«Барселона» интересна спонсорам не только спортивными успехами (за последние 10 лет команда трижды побеждала в Лиге чемпионов и 8 раз — в чемпионате Испании), но и мощной активностью в соцсетях. Так, на клубный аккаунт «Барсы» в Instagram подписано 78 млн человек — больше, на 1 млн, только у «Реала». По востребованности в соцсетях «Барселона» в сезоне 2018/19 опередила все футбольные клубы: официальные публикации собрали больше 1 млрд лайков, комментариев и репостов. При этом клуб не забывает и о продвижении в офлайне. Так, в 2016 году у «Барселоны» появился офис по развитию в Нью-Йорке, а по всему миру открыто уже 50 футбольных академий, в том числе и в Москве.

Серьезный скачок коммерческих доходов «Барселоны» связан еще и с частичной бизнес-реорганизацией. В 2018-м у клуба появилось новое подразделение — Barça Licensing and Merchandising, отвечающее за права на мерчандайзинг. Предыдущие 16 лет этим направлением занималась дочерняя компания Nike — FCBMerchandising. Но «Барса» решила взять контроль над серьезной долей дохода (€63 млн в сезоне 2018/19) в свои руки и повысить тем самым рентабельность.

Серьезно увеличился доход клуба от медийных прав. В сезоне 2018/19 «Барселона» получила по этой статье €298 млн вместо €223 млн в предыдущем сезоне. Прежде всего сказалось удачное выступление в Лиге чемпионов (полуфинал), которое принесло €92 млн. Еще €212 млн в сезоне 2018/19 «Барселона» получила от реализации билетов и других стадионных заработков.

Как «Барселона» будет увеличивать прибыль

Хотя «Барселона» и является лидером по выручке среди спортклубов, в рейтинге богатейших команд 2019 года по версии Forbes она занимает лишь 4-е место (ее стоимость оценивают в $4,02 млрд). И если «Реалу» каталонский клуб уступает около $200 млн, то до первого места «Даллас Ковбойз» «Барсу» отделяет целый миллиард долларов. Основная проблема «Барселоны» — большие расходы, которые лишь немного уступают доходам. В сезоне 2018/19 клуб потратил €973 млн. За последние 5 лет расходы выросли почти в 1,7 раза — c €581 млн. Операционная прибыль «Барсы» по итогам сезона 2018/19 составила €17 млн, а чистая — лишь €5 млн.

На сезон 2019/20 запланирован рост чистой прибыли до €11 млн за счет самостоятельного мерчандайзинга (увеличение дохода до €86 млн) и снижения расходов на зарплаты игроков и амортизацию (суммарная экономия €29 млн). Кроме того, «Барселона», хотя и потеряла трех спонсоров — Audi, Gillette и Lassa, уже успела заключить новый большой контракт — с испанским автомобильным брендом Cupra на пять сезонов. Эта сделка должна удвоить доход, который «Барса» получала от ушедших компаний. С Cupra клуб будет осваивать пространство на домашнем стадионе «Камп Ноу» (спонсорские VIP-ложи) и вокруг него (тест-драйвы электромобилей и рекламные мероприятия).

Но не избежать «Барселоне» и новых трат. Так, запланированная до 2022 года реконструкция «Камп Ноу» (увеличение вместимости с 99 354 до 105 000 болельщиков, обновление крыши и развитие пространства вокруг) затягивается из-за согласования работ с администрацией города. Сейчас руководство «Барселоны» ищет €600 млн на осуществление проекта и уже заложило в расходы на сезон 2019/20 инвестиции в €73 млн на реновацию. Однако дедлайн по завершению работ уже сдвинут на 2024 год.

Вопрос с финансированием реконструкции «Камп Ноу» «Барселона» могла бы решить, продав права на нейминг стадиона. В СМИ появлялась информация об интересе испанских компаний Grifols (фармацевтика) и Mediapro (медиагруппа) к такому сотрудничеству, но речь идет о серьезной сумме (€300-400 млн), и на данный момент договоренность не достигнута.

Новости партнеров