«Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса

Фото Carl Court / Getty Images
Фото Carl Court / Getty Images
Forbes спросил у крупных автомобильных дилеров, как долго они могут продержаться в замороженном состоянии, ждут ли помощи от правительства и к чему готовятся в будущем. По словам участников рынка, продажи по итогам года могут обвалиться вдвое

Девальвация рубля ожидаемо увеличила приток покупателей в автомобильные центры. В марте в России было продано 160 600 новых автомобилей, что почти на 23% больше, чем в марте 2019 года. По данным агентства «Автостат», в первом квартале 2020 года новых автомобилей было продано на 16,3% больше. Но на этом хорошие новости заканчиваются. Россия только вступает в активную фазу борьбы с коронавирусом. В феврале, когда с ним боролся Китай, продажи автомобилей за месяц на китайском рынке рухнули почти на 80%. В России уже закрыты дилерские центры, не работают ремонтные зоны и даже шиномонтажные мастерские. Forbes спросил у крупных автомобильных дилеров, как долго они могут продержаться в замороженном состоянии, что предпринимают сейчас и к чему готовятся в будущем.

«Клиенты не готовы к продажам транспорта онлайн»

Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «Транстехсервис»

Бизнес сейчас находится в плачевном состоянии, автосалоны не работают. В дальнейшем предполагаю долговременную низкую потребительскую активность. Во втором квартале 2020 года планируем получить 20-30% от запланированных объемов продаж. По году: минус 50% по отношению к предыдущему году.

По авторынку в целом мой прогноз на этот год неблагоприятный, с падением продаж не менее чем в два раза по очевидным причинам, мы и вся мировая экономика столкнулись не со стандартной моделью кризиса, с условиями, на которые мы не можем повлиять. Будем проводить оптимизации всех расходов, запланированных на этот год.

Поддержки от правительств мы не получали, но на нее рассчитываем. Направили обращения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с запросом для получения разрешения на возобновление деятельности в части продажи автомобилей. Сейчас упор направлен на развитие онлайн-сервисов во всех сферах нашей деятельности. Но думаю, что к продажам транспортных средств онлайн не готовы прежде всего клиенты, они все же предпочитают увидеть автомобиль воочию.

«На три месяца резервов хватит»

Антон Сергеев, исполнительный директор автомобильного холдинга «Ключавто»

В данный момент все бизнес-единицы  компании полностью закрыты. Как долго мы можем продержаться? Согласно стресс-тесту бюджета компании и ее финансового состояния, с минимальными потерями — в течение трех месяцев (выручка компании равна 5% от плановой).

От правительства в теории необходимы два вида поддержки. Первое — помощь бизнесу посредством снижения/моратория на выплату всех видов налогов, финансовая помощь в оборотных средствах через банки. Второе — масштабная государственная поддержка населения для сохранения потенциала покупательной способности после карантина. Понятно, что бизнес вряд ли что получит, но, на мой взгляд, для перспективы на будущее сейчас как раз важнее второй пункт.

В первом квартале этого года мы достигли выдающихся результатов: 120% выполнения бюджета компании (помогла девальвация рубля). В дальнейшем, согласно двум вариантам стресс-теста бюджета компании, прогноз по выполнению 50% от планов на 2020 год при жестком сценарии и 65% при мягком. По авторынку в целом также ожидаем падения продаж на 50% к 2019 году при жестком сценарии и 35% при мягком. Онлайн-продажи у нас налажены и осуществляются, но есть некоторые проблемы с физической выдачей. Среднее дневное контрактование составляет не более 10% от планового. Сокращение персонала и заработных плат у нас не предусмотрены, выплаты производятся согласно штатному расписанию. На три месяца резервов хватит.

«Негативный тренд налицо»

Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» 

На данный момент шоурумы всех наших дилерских центров закрыты для посещения. Безусловно, для бизнеса каждый нерабочий день — это большие потери, и мы не знаем, как долго мы будем находиться в таком состоянии. Для нас будет большим плюсом, если правительство разрешит работу сервисных центров, и в ближайшее время мы сможем осуществлять техническое обслуживание клиентов.

С точки зрения продаж первый квартал был хорошим. По данным аналитического агентства Russian Automotive Market Research, в первом квартале 2020 года реализовано 373 600 новых авто, что на 16% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Но по итогам 2020 года, безусловно, будет серьезное падение в продажах абсолютно у всех автопроизводителей, у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей. Негативный тренд налицо. В это непростое время наша компания чутко относится к оптимизации расходов и поиску новых решений для поддержания бизнеса. На прошлой неделе мы приложили максимум усилий, чтобы как можно быстрее адаптироваться к новой реальности, и сегодня уже все дилерские центры АСЦ работают 24/7 и оказывают дистанционную помощь клиентам в режиме онлайн.

«Являясь реалистами, мы ни на какую финансовую помощь не рассчитываем»

Владимир Попов, президент ГК «Фаворит Моторс» 

Онлайн-продажи мы запустили первыми в России еще осенью 2016 года. На сегодня для нас это просто новая реальность. Результаты первого квартала будут неплохими, но второй может стать худшим за последние 25 лет по показателю чистой прибыли. Правительству за поддержку благодарны, правда, сейчас ее можно назвать исключительно вербальной для нашей отрасли. Но и на том спасибо. Конечно, удивительно, что мы не попали в список наиболее пострадавших отраслей. В идеале задачей правительства является создание условий для ведения бизнеса, а не спасение всех подряд. Являясь реалистами, мы ни на какую финансовую помощь не рассчитываем. Тем не менее если в налоговой сфере будет больше логики для отрасли, то мы сами справимся и принесем деньги бюджету. «Фаворит» основан в 1994 году, и к кризисам нам не привыкать. Выйдем и из этого. Изрядно пощипанные, но не побежденные.