Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии

Фото: Павел Кассин/ТАСС
Фото: Павел Кассин/ТАСС
Среди крупных инфраструктурных проектов, финансирование которых по сравнению с первой версией плана спасения экономики выросло, — увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, а также развитие электросетевого комплекса Крыма.

23 сентября правительство Михаила Мишустина приняло новый план спасения экономики (есть в распоряжении Forbes). По сравнению с предыдущей версией документа от мая 2020 года правительство скорректировало оценку стоимости и график финансирования крупных инфраструктурных проектов. В самом списке как было, так и осталось 30 проектов в сфере железнодорожного, воздушного и морского транспорта, дорожного хозяйства, ТЭК. В майском документе общая стоимость этих проектов оценивалась в 8,568 трлн рублей, в сентябрьском снизилась на 169 млрд (около 2%), до 8,399 трлн. Но перераспределение стоимости происходило неравномерно: финансирование некоторых проектов сильно выросло.

Больше всего, вдвое, подорожал проект «Развитие и модернизация электросетевого комплекса республики Крым и города Севастополь». С 2020 по 2024 годы на него планируется потратить 110,94 млрд рублей (весной надеялись обойтись 54,1 млрд, то есть рост составил 56,8 млрд рублей). «Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 1123 внесены изменения в ФЦП, предусматривающие увеличение общего объема финансирования реализуемых Минэнерго России мероприятий на 29,4 млрд рублей за счет средств федерального бюджета», — ответили на вопрос Forbes в пресс-службе Минэнерго. По словам представителя ведомства, 13,2 млрд рублей планируется потратить «на строительство 19 энергообъектов транзита 110 кВ ЮБК» (Южный берег Крыма — Forbes),  13,7 млрд рублей - на строительство и реконструкцию 12 энергообъектов «в рамках титула «Развитие и модернизация электросетевого комплекса Республики Крым» и 2,5 млрд рублей — на строительство на территории Севастополя подстанции с рабочим напряжением 330/110 кВ «Нахимовская». Прокомментировать разницу в 27,4 млрд в ведомстве отказались, но источник, близкий к Минэнерго, говорит, что в финальную сумму вошли расходы и других ведомств.

Еще сильнее в абсолютных цифрах (на 58,5 млрд) выросла оценка стоимости электрификации БАМа и Транссиба (+46%). Весной она оценивалась в 126,2 млрд, осенью — в 184,7 млрд. «Параметры проекта энергоснабжения второго этапа расширения Восточного полигона железных дорог, отмеченные в майской версии Общенационального плана, были сформированы предварительно, — ответили в пресс-службе Минэнерго на запрос Forbes. -  В настоящий момент на уровне Правительства РФ уже принят окончательный вариант энергоснабжения, в связи с чем технические и стоимостные характеристики в проекте Общенационального плана будут приведены в соответствие с принятыми решениями». Кроме электрификации, выросла оценка и стоимости всего комплекса работ по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба со 125 млн тонн до 180 млн тонн. В предыдущем варианте плана работы оценивались в 679,4 млрд рублей, в новом — в 696,6 млрд рублей (+17 млрд). Причем этот проект планируется ускорить: в 2021 году ему добавили финансирование на 34 млрд (было 95,1 млрд, стало 129,4 млрд). Один из крупных подрядчиков этой стройки — группа 1520 Алексея Крапивина.

Ускоренными темпами будут строить ЦКАД вокруг Москвы. Общая стоимость проекта изменилась с 316 до 341 млрд (на 25,34 млрд, или на 8%). Финансирование на него выделяется в первоочередном порядке: 104,1 млрд (плюс 33 млрд к майскому плану) в кризисном 2020 году и 34 млрд (плюс 17 млрд к данным на май) в 2021. В июне 2020 года РБК со ссылкой на Счетную палату писал, что управляющая проектом компания «Автодор» попросила 15 млрд рублей, чтобы закончить стройку вовремя, то есть в 2021 году. Forbes отправил запрос в Минтранс.

Зато стоимость другого любимого строительными чиновниками проекта, скоростной трассы «Москва — Казань», снизилась на 74 млрд рублей (12%), с 610 млрд до 536 млрд рублей. Плановый срок окончания проекта сдвинулся с 2027 на 2024 год, но финансирование на 2020 и 2021 год дороге, наоборот, урезали. В соответствии с новым планом в 2020 году дорога получит не 8,8 млрд, а 5,1 млрд. Зато в 2021 будет уже 17,5 млрд вместо запланированных ранее 2,6 млрд.

Сильнее всего в абсолютном выражении, на 307 млрд рублей, снизилась стоимость мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Общая стоимость этих мероприятий до 2024 года теперь оценивается в 4,493 трлн.