К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как работают магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это стоит

Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС
Несмотря на кризис и пандемию, ретейлеры инвестируют в новые форматы. Forbes разобрался, из чего складывается стоимость «магазинов будущего» и зачем это нужно крупнейшим компаниям розничной торговли

В мае, в разгар жесткого карантина, «Азбука вкуса» объявила о запуске бесконтактного магазина в «Москва-Сити». Он открылся 9 июня. Вслед за конкурентом устремился крупнейший ретейлер в стране X5 Retail Group: в конце октября группа представила свой первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка #налету» в Москве в ЖК «Испанские кварталы».

Изначально компания заявляла об открытии нескольких магазинов до конца текущего года, однако планы поменялись: в 2021 году X5 откроет уже 50 магазинов, 25 из которых — в городах-миллионниках. «Мы практически сразу решили идти в большой тираж. Магазин востребован покупателями, к нам поступает много запросов из других городов, поэтому стратегически было принято такое решение, — объясняет представитель X5 Retail Group. — Проектно удобнее заводить большую группу магазинов, искать несколько локаций и оптимизировать закупки».

Правительство раскритиковало чиновников из-за роста цен на продукты. Какие подорожали сильнее всего

 

Что могло заставить ретейлера изменить планы? За почти два месяца в приложении «Пятёрочка #налету» зарегистрировались около 5000 пользователей, рассказал Forbes представитель компании. Порядка 40% из тех, кто пришел в магазин и совершил покупку, вернулись в магазин вновь.

«Азбука вкуса» открыла свой флагманский «магазин без кассира» совместно со Сбербанком и Visa. «Его открытие пришлось как раз на разгар пандемии, и до сих пор трафик в «Сити» не вернулся к допандемийному уровню, — рассказывал в интервью Forbes президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. — Но мы получили порядка 4500 установок данного приложения (Take&Go. — Forbes), более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина».

 

Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса»

Выручка сети «Пятерочка» за 9 месяцев 2020 года выросла на 17% и составила 1,18 трлн рублей, выручка «Азбуки вкуса» увеличилась на 20% до 54 млрд. Как устроены «супермаркеты-роботы» от крупных ретейлеров и сколько они стоят?

Как работают магазины без кассиров

Российские «магазины будущего» работают на базе собственных мобильных приложений «Пятёрочка #налету» (X5 Retail Group) и Take&Go («Азбука вкуса»). Без доступа к интернету попасть в супермаркеты нельзя. На входе в «Пятёрочка #налету» покупатель сканирует QR-код, так технология X5 ID идентифицирует пользователя и открывает дверь в магазин. Платежеспособность клиента проверяют еще при регистрации в приложении. Открыть магазин издалека не получится — код формируется каждый раз заново. Если удерживать дверь, в магазин одновременно могут зайти несколько людей, но покупку совершит все равно только тот, кто отсканировал QR-код (в будущем, заявили в пресс-службе, компания намерена «доработать функционал по ограничению доступа по количеству людей»).

В Take&Go через QR-код пропускает турникет, работающий по системе «одно сканирование = один проход». Сценарий, когда заходят несколько людей вместе, также возможен — один сканирует свой QR-код несколько раз, пропуская каждого. «В этом случае в системе будут созданы виртуальные корзины на каждого посетителя, но оплата всех покупок произойдет с карты, привязанной к аккаунту пропустившего за собой остальных по своему QR-коду», — рассказал представитель «Азбуки вкуса». Если у пользователя заблокирована карта или отрицательный баланс, турникет его не пропустит.

 

Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров

После входа в магазин за покупателем начинает следить нейронная сеть. В «Пятёрочка#налету» на площади в 80 квадратных метров работают 32 камеры. «Как только человек берет товар с полки, система это сразу фиксирует — цвет гостя на мониторе меняется на красный», — объясняет специалист X5 Retail Group. Сделать покупку можно с помощью экспресс-сканеров — при наведении на штрихкод товара он добавляется в виртуальную корзину. Оплатить покупку возможно в мобильном приложении или на кассах самообслуживания с помощью банковской карты, Apple Pay, Google Pay. «Все пространство магазина находится под мониторингом видеокамер, что позволяет с помощью нейросети следить за товарами, купленными или только снятыми с полки. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно», — рассказывал представитель Х5.

Цены указаны на электронных ценниках. «Обновление данных происходит автоматически без участия персонала магазина — цена и информация о товаре меняются в онлайн-режиме с помощью радиоканала», — объясняли X5. «Ценники функционируют через специальную Wi-Fi-точку доступа, которая может обслужить до 1000 устройств и имеет зашифрованный канал соединения — чтобы хакеры не взломали, — рассказал Forbes CEO стартапа Briskly Глеб Харитонов. — По закону продавец должен отдать товар именно по той цене, которая была указана на ценнике, даже если она была занижена или завышена, так как это публичная оферта». Компания Харитонова разработала приложение B-Pay, позволяющее сканировать товары в магазинах и оплачивать покупки через телефон, минуя очереди на кассах. Приложением пользовались и посетители стандартных магазинов «Азбуки вкуса». Briskly в октябре привлек $2 млн, воодушевился и теперь планирует открыть два полноформатных магазина без персонала Briskly Go площадью 50-150 кв. м в Москве.

Танк в e-grocery: почему «Утконос» потерял первое место в интернет-торговле едой

Take&Go от «Азбуки вкуса» — магазин меньшей площади (25 кв. м), здесь за покупателем следят 16 камер. В полки встроены умные весы — если товар поднимают с полки, он автоматически добавляется в виртуальную корзину пользователя в мобильном приложении. Чтобы убрать продукт из корзины, его нужно вернуть строго на прежнее место. «В систему предварительно загружаются фотографии всех упаковок товаров. Видеоаналитика на базе машинного зрения и искусственного интеллекта сопоставляет эти изображения с тем, что видит через камеры. К этой информации добавляются данные с умных полок, оснащенных весами, которые определяют изменение количества товара. На базе всей этой информации формируется виртуальная корзина в реальном времени», — рассказывает представитель «Азбуки вкуса». По его словам, вероятность ошибки существует, но она минимальна. Деньги за продукты списываются с карты во время выхода из магазина через турникет.

 

Как же тогда ретейлеры защищаются от воров? «За то время, что работает магазин, мы не видим какого-то существенного ухудшения по потерям, — отвечает представитель X5. — Все построено на доверии к покупателю. Бывают ошибки, например, что не все просканировали, но это скорее исключение». Говорить о количестве осознанных злоумышленников в компании отказались. Помещение «Пятерочка#налету» оснащено тревожной кнопкой и подключено к сигнализации. В Take&Go дополнительных систем охраны нет.

«Ситуация все больше походит на гонку вооружений»: как сервисы X5 и Сбербанка захватывают лидерство в онлайн-продаже еды

Сколько человек нужно, чтобы обслуживать «магазины без кассиров»? Персонал требуется, только чтобы выставить товар на полку. В «Пятерочка#налету» электронные ценники обновляются в режиме реального времени, работа холодильного оборудования контролируется дистанционно, а уборку делает подрядчик по установленному графику. В Take&Go товары на полке меняют сотрудники, «по мере необходимости выезжающие в магазин». «Замена товаров обусловлена клиентским сроком годности и наличием товара на полке. Плюс формата Take&Go — возможность делать регулярную онлайн-инвентаризацию и всегда знать, где и какой товар заканчивается», — объясняет представитель «Азбуки вкуса».

Сколько стоит «магазин будущего»

Объемы инвестиций в беспилотные проекты X5 и «Азбуки вкуса» не раскрывают. «Мы фокусировались не столько на технологиях, сколько на концепте. В сущности все технологии известны и использовались активно раньше. У нас уже несколько десятков магазинов с электронными ценниками, 400 магазинов с экспресс-сканом, полки пополняются с помощью алгоритмов», — говорит представитель X5 Retail Group.

 

«Затраты на Take&Go сильно зависят от площади, но в любом случае они превышают затраты на открытие стандартного магазина. Самое дорогостоящее — это само ноу-хау, т. е. программное обеспечение и лицензия на его поддержку», — уклончиво отвечает пресс-секретарь «Азбуки вкуса».

Ирина Ратина, исполнительный директор компании Retail Tech, объясняет, что посчитать точно, сколько стоит магазин без кассиров, сложно. «Сколько бы ни стоила та или иная технология в прайс-листе, вполне могут быть разные договорные решения. В целом нормой являются пилотные проекты, где, например, не платят за оборудование», — говорит она.

Магазины идут в онлайн. Зачем «Пятерочке» новое направление бизнеса

По словам CEO Briskly Глеба Харитонова, магазин без кассиров на 80 метров может стоить около 11 млн рублей. «Турникет с системой контроля через QR-код — 1 млн рублей, потоковая обработка видео вместе с серверами — 3 млн рублей, камеры (около 30 штук) — 300 000 рублей, тысяча «умных полок» (3000 рублей за штуку) — 3 млн, а само приложение с интеграцией товаров и подключенной системой оплаты — 1,8 млн рублей. Монтаж, пусконаладка могут обойтись в 200 000-250 000 рублей», — перечисляет он. «Базовый комплект» магазина, а именно контейнер, окна, двери, холодильники и внешнее оформление, стоит 2 млн рублей, добавляет он. Похожую сумму — 10 млн на магазин — называли эксперты РБК.

 

Стоимость зависит и от принципа работы магазина. Простой пример: в отличие от «Азбуки вкуса» в «Пятерочка#налету» не прижилась технология «умных полок». «Они достаточно дорогие в закупке, часто сбоят, не всегда чувствительные. Мы продолжаем их тестировать — на определенные виды товаров. Но целиком оборудовать магазин ими экономически нецелесообразно. Эти вопросы решают камеры и другие системы», — рассказали в пресс-службе X5.

Зато их магазин оборудован электронными ценниками и кассами самообслуживания, чего в «Азбуке вкуса» нет. Сегодня в двух сетях X5 установлены более 750 000 электронных ценников. В «Пятерочка#налету» их всего порядка 900. Стоимость одного ценника директор по стратегии X5 Владимир Капустин оценивал в $6. По данным товароучетного сервиса EKAM, стоимость одного ценника варьируется в диапазоне $7-30. Для управления ценниками нужно соответствующее оборудование и ПО, которое может стоить «десятки тысяч долларов» для маленького магазина и «сотни тысяч долларов» для крупных гипермаркетов. По словам Глеба Харитонова, один ценник сейчас стоит 800-900 рублей. То есть «умные ценники» в «Пятерочка#налету» могли стоить порядка 700 000 рублей без учета ПО.

Как X5 Retail Group смог в пандемию обойти «Утконос» и стать главным супермаркетом Рунета

Один из самых дорогих элементов беспилотного магазина — кассы самообслуживания (КСО). X5 Retail Group сама разрабатывает как устройство, так и программное обеспечение КСО — первые 67 касс появились в 11 магазинах «Пятерочки» еще в августе 2019 года. Сейчас работают 4100 устройств более  чем в 1400 магазинах. В беспилотном магазине пока установлены две кассы. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, 3D-камерой для оплаты по технологии Face ID, стереодинамиками и микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов. Представители X5 Retail Group отказываются называть цену аппарата, однако источник «Ведомостей» рассказывал, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 рублей, с купюроприемником — более 500 000–600 000 рублей.

 

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Фотогалерея «25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости