Платиновый статус: 11 лидеров рейтинга лучших работодателей России-2021

К 2025 году миллениалы будут составлять 75% всей рабочей силы в мире, свидетельствуют данные Брукингского института. И если поколение беби-бумеров, входящее сейчас в пенсионный возраст, требовало от работодателей стабильности и высоких доходов, то у миллениалов запросы посложнее: им важно, чтобы компания брала на себя социальные и экологические обязательства.
Несогласие с деловыми практиками и ценностями компании может подтолкнуть 51% миллениалов к тому, чтобы сменить работу, говорят опросы Delloite. Почти 30% британцев уволились в 2020 году из-за несогласия с корпоративной культурой компаний, утверждает HR-агентство Breathe. Мы согласны получать меньше, но при этом работать в социально ответственной компании, заявили 62% респондентов, опрошенных американскими коммуникационными компаниями Porter Novelli и Cone еще в 2015 году. Похоже, капитализм уже никогда не будет прежним.
Два года назад, начиная работу над первым рейтингом лучших работодателей России, мы ориентировались на опыт наших коллег из американского Forbes, которые уже не первый год вместе с инвестфондом Just Capital выбирают из публичных американских компаний сотню таких, которые максимально соответствуют принципам устойчивого развития. Нам было важно показать, что в современном мире понятие «работодатель» не ограничивается высокой заработной платой и крепким социальным пакетом и молодые специалисты все больше внимания уделяют тому, как компания проявляет себя в социальной и экологической сферах.
Методологию третьего рейтинга мы подготовили совместно с компанией KPMG. Заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков в колонке для декабрьского номера Forbes называет 2021 год в России годом ESG — как минимум по количеству конференций, в названии которых используется эта аббревиатура.
В третий рейтинг лучших работодателей России вошли 104 компании, платиновый статус получили 11 из них. Подробнее о лидерах рейтинга — в фотогалерее Forbes.
ВТБ
Второй по размеру активов банк страны занимает первое место по расходам на благотворительность среди финансовых компаний. В 2020 году банк направил на благотворительность 15,8 млрд рублей, из этой суммы 4,8 млрд рублей пошли на поддержку культуры, искусства и спорта. В 2020 году ВТБ предоставил финансирование инвестиционному фонду развития ветроэнергии, созданному «Роснано» и Fortum, а также профинансировал на 6,3 млрд рублей энергосервисные контракты, позволяющие клиентам приобретать энергоэффективное оборудование.
«Магнит»
У «Магнита» 21 000 магазинов в 3750 городах России. Компания взяла на себя обязательство к 2025 году снизить объемы пищевых отходов на 50%, обеспечить 100% сбора и переработки пластика, сократить выбросы парниковых газов на 30%, расход воды и энергии — на 25%. В 2021 году «Магнит» запустил собственный бренд бытовой химии Gardenica, получивший экосертификат «Листок жизни». По данным компании, ей принадлежит крупнейшая негосударственная сеть фандоматов, а почти 15% всех закупок приходится на местных поставщиков.
«Сбер»
Крупнейший российский банк в 2020 году провел ребрендинг, а в 2021-м впервые раскрыл выручку от нефинансовых сервисов — 70 млрд рублей. В рамках исследовательской деятельности «Сбера» более 160 проектов были переданы на реализацию в бизнес-подразделения. Среди них беспилотные автомобили SberAutoTech, робот-дезинфектор и платформа торговли сертификатами возобновляемой энергии. Банк заключил соглашение с АФК «Система» об открытии кредитной линии на 10 млрд рублей с возможностью привязать ставку по каждому кредиту к динамике показателей устойчивого развития.
Тинькофф Банк
В начале 2021 года Олег Тиньков сократил долю голосующих акций в TCS Group Holding (контролирует Тинькофф Банк) с 84% до 35%. Банк без отделений успешно развивается без основателя. По итогам 2020 года экосистема «Тинькофф» обслуживает более 13 млн пользователей, а к приложению было подключено более 350 благотворительных организаций. Банк стал партнером программы фонда «Сколково» «Глобальный вызов — искусственный интеллект для целей устойчивого развития», вложив в нее по итогам 2020 года 12 млн рублей.
«Яндекс»
Крупнейшая IT-корпорация страны развивает сервисы доставки еды, такси и каршеринга, разрабатывает беспилотные автомобили и устройства для «умного дома». «Яндекс.Маркет» перерабатывает до 67% отходов. Более 2 млн человек в 2020 году воспользовались бесплатными образовательными программами «Яндекса», а 12 000 врачей совершили 400 000 бесплатных поездок в ходе пандемии. Для дата-центра в финском городе Мянтсяля разработана система охлаждения оборудования, которая позволяет использовать отработанное тепло для отопления жилых домов.
IKEA
IKEA управляет 24 магазинами и студиями в России. Компания стремится к 100% переработке отходов — сейчас уровень переработки в магазинах в России составляет 77%. Уже реализованы шесть замкнутых циклов (ПЭТ, ДСП, бумажные стаканы, стретч-пленка, картон, картонные уголки) — когда отходы превращаются в ресурсы. С 2021 года потребности компании в России на 100% обеспечены возобновляемыми источниками энергии: в апреле IKEA купила доли в нескольких компаниях — операторах, владеющих солнечными электростанциями.
Mars
В корпорацию Mars в России входят 10 промышленных предприятий по производству кондитерских изделий, жевательной резинки и кормов для животных и научный центр. Несмотря на рост производственных мощностей, включая строительство нового завода в Ростовской области, компании за последние пять лет удалось сократить на 9% потребление воды, на 11% — потребление электроэнергии и на 17% — выбросы парниковых газов. А все отходы кондитерского производства и зерна идут на производство корма для крупного рогатого скота.
Procter & Gamble
Половина продукции Procter & Gamble, представленной на российском рынке, выпускается на двух заводах — в Санкт-Петербурге и Новомосковске Тульской области. Оба предприятия обладают статусом производств с нулевым показателем твердых отходов на полигон. До конца 2021 года заводы компании в России перейдут на электроэнергию из возобновляемых источников — в марте P&G договорилась о сотрудничестве с компанией Fortum, которой принадлежат ветроэнергетические станции в Ростовской области.
Unilever
Unilever владеет несколькими предприятиями в России по производству чая, мороженого, косметики и бытовой химии. В начале 2021 года компания на глобальном уровне объявила, что к 2030 году все работники ее поставщиков будут зарабатывать не менее прожиточного минимума. А летом 2021 года пять чистящих средств под брендом Cif, выпускаемые Unilver, получили экосертификат «Листок жизни», который гарантирует экологическую безопасность продукта для человека и окружающей среды.
VK
Бывшая Mail.ru Group реализует множество социальных проектов. Среди них «Добро Mail.ru», благодаря которому, по данным компании, каждые две минуты осуществляется перевод 197 фондам по всей стране. В 2020 году проект собрал 99,8 млн рублей — на 28% больше, чем годом ранее. С 2019 году компания проводит день борьбы с кибербуллингом. Сеть «Одноклассники» запустила онлайн-консультации с врачами, а «ВКонтакте» — проект для трудоустройства людей с инвалидностью, а более 50 НКО бесплатно или на льготных условиях используют облачную инфраструктуру.
X5 Group
В конце 2019 года X5 Group утвердила стратегию устойчивого развития, согласно которой планирует к 2023 году сократить на 10% выбросы парниковых газов, увеличить до 40% долю пригодных к переработке пищевых отходов и другое. Компания в 2020 году передала на переработку более 620 000 тонн материалов от собственных операционных проектов и реализует экоиницитивы для покупателей. С конца 2019 года действует совместный проект с Центром поиска пропавших людей и «Лиза Алерт». На данный момент проект смог помочь более 1800 потерявшимся вернуться домой.