К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

От скважины до прилавка: в России ужесточили контроль за производством природной воды

Линия розлива питьевой бутилированной воды на производстве в России (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
Линия розлива питьевой бутилированной воды на производстве в России (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
Бутилированная вода в 2021 году вошла в список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Forbes выяснил, что с мая контроль ужесточен и охватывает также ее добычу из недр. Инициаторы говорят, что мера ликвидирует поток контрафактных вод. Производители же считают, что проблема контрафакта была не так велика, как сложности, возникшие после введения маркировки

Минпромторг, Роснедра и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), 50% в котором принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, создали систему контроля над объемами добычи и производства природной воды. В распоряжении Forbes есть подписанное в начале мая трехстороннее соглашение о взаимодействии, подлинность которого подтвердили представитель ЦРПТ и в пресс-службе Минпромторга.  

Как следует из документа, соглашение позволит прослеживать производимую воду на пути от скважины до прилавка. К системе мониторинга за оборотом маркированных товаров, которой уже управляет ЦРПТ, добавятся данные Роснедр и Росгеофонда. Эти данные будут сравниваться с показателями производителей. Мера позволит выявлять случаи контрафакта на рынке вод, уверяет представитель ЦРПТ: «Факты нелегального производства будут определяться по расхождению данных в системах, основанных на объемах добываемой и производимой воды».

Производитель упакованной воды будет обязан при вводе товара в оборот указать, из какой скважины и по каким документам получена природная вода. «Это позволит определить, использовались ли посторонние источники при производстве упакованной воды. Если объемы произведенной воды будут превышать объемы разрешенной добычи из скважины, это станет основанием для проверки», — говорит представитель ЦРПТ. Проверки и контроль будут проводить представители Роснедр и других органов власти.

 

Обмен данными стартовал в мае этого года, а полную автоматизацию процесса стороны планируют внедрить до конца года.

Без доступа к источникам

Проблемы на рынке воды обсуждают не первый год. «На рынке десятилетиями складывалась негативная практика бесконтрольной выдачи разрешений производителям на наименования мест происхождения товара. Это привело к тому, что разрешения получали недобросовестные производители, которые под видом, например, «Ессентуков» лили в бутылку воду других наименований», — рассказывает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков.

 

О необходимости ввести маркировку первой заговорила компания «Холдинг Аква» (владеет скважинами в Ставропольском крае и производит минеральную воду под брендами «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17», «Нагутская», «Славяновская» и проч.). Осенью 2018 года компания обратилась к министру промышленности и торговли Денису Мантурову с инициативой провести эксперимент по маркировке минеральной воды.

Маркировка нужна из-за «катастрофически возросшей» доли контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды, жаловалась компания в письме в Минпромторг: «Только «Ессентуков №4» и «Ессентуков №17» на рынок поступает в два раза больше, чем добывается».

В феврале 2020 года на проблему обратила внимание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она предложила премьер-министру Михаилу Мишустину вернуться к обсуждению вопроса маркировки бутилированной воды, посетовав на производителей некачественной продукции: «Это просто обман людей. Просто из-под крана вода, куда досыпается некий состав, минеральные соли. Это теневой оборот, это несоответствие названия воды, потому что эти производители просто не имеют доступа <...> к источникам».

 

В итоге эксперимент по маркировке упакованной воды в России проходил с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021-го. В нем приняло участие более 95 производителей упакованной воды, было выпущено около 10 млн кодов маркировки (данные ЦРПТ). С 1 сентября 2021 года производители воды обязаны были регистрироваться в системе маркировки.

Маркировка товара стала обязательной для категории «минеральная вода» c 1 декабря 2021 года. Для прочих категорий питьевой воды — с 1 марта 2022-го. Помимо воды, национальная система маркировки «Честный знак», которую развивает ЦРПТ, уже охватывает молочную продукции, лекарства, табак, парфюмерию, меховые изделия и обувь. 

Велика ли проблема?

По оценке двух производителей воды, с которыми побеседовал Forbes, в России ежегодно продается бутилированной воды примерно на 120 млрд рублей (данные производителей. — Forbes), из них около 49% приходится на минеральные и лечебно-столовые воды. В литрах объем рынка оценивается в 5,5-6 млрд, на минеральные воды приходится около 47%. Остальное — воды питьевые.  

При этом точной оценки величины контрафакта нет. По оценке Валентины Матвиенко, в 2019 году порядка 80% продающейся в России минеральной воды было контрафактом. Представитель ЦРПТ, ссылаясь на данные ФНС России, утверждает, что объем теневого рынка воды оценивается примерно в 30%.

Участники рынка затруднились оценить долю контрафакта, но отметили, что в основном подделывают воды лечебно-столовые, а не питьевые.

 

Но, по данным Союза производителей соков, воды и напитков, проблема контрафакта невелика — доля незаконного оборота не превышает 1,5%. Гораздо сильнее на рынок повлияло само введение системы маркировки.

Проблема маркировки

По данным ЦРПТ, сегодня в системе маркировки зарегистрировано 1105 производителей воды и еще 114 импортеров. По мнению представителя ЦРПТ, введенные меры необходимы. «При полном обелении рынка годовая выручка легальных производителей может увеличиться на 22 млрд рублей, прибыль — более чем на 4 млрд рублей, а налоговые поступления возрастут на 2 млрд рублей в год», — говорит собеседник Forbes.

Но с маркировкой согласны не все. «Станет ли маркировка заслоном для попадания на российский рынок контрафакта — большой вопрос. Пока, кроме сложностей, производители ничего не почувствовали. Взять хотя бы их траты на реализацию процесса маркировки», — рассуждает Максим Новиков.

По его словам, производителям пришлось оснастить производственные линии дополнительным оборудованием для нанесения на продукцию специального кода (в частности, принтерами прямой печати на упаковках и на коробах, принтерами-верификаторами этикеток для нанесения кода на паллеты, а также закупить программное обеспечение и терминалы сбора данных на склады). По оценке экспертов Союза производителей соков, воды и напитков (на сентябрь 2020 года), стоимость дооснащения каждой из линий составила около 9,5 млн рублей, стоимость каждого кода с учетом НДС — 60 копеек. «Например, при годовом объеме производства готовой продукции в 50 млн бутылок затраты на приобретение кодов составят 30 млн рублей в год», — считает Новиков.

 

Что говорят производители

Некоторые производители поддерживают увеличение контроля. «Усиление прозрачности и информированности потребителей об источниках происхождения питьевой воды — правильная и нужная инициатива, особенно когда речь идет о водах региона Кавказских минеральных вод, где их десятки. Но важно, чтобы нововведение не стало очередной дополнительной нагрузкой на производителей и не давило финансово на рынок», — считает генеральный директор «Холдинг Аква» Святослав Вильк. По его мнению, давать оценки и прогнозы эффективности новой системы пока преждевременно — компания еще детально не ознакомились с ее техническими аспектами.

Вильк говорит, что компания уже работает над автоматизацией системы учета добычи воды и агрегирования информации о ней. Затраты на проект под ключ, по его оценке, обойдутся компании в 80-90 млн рублей, а реализация займет порядка двух с половиной лет.

«Маркировка не принесла рынку пользы, а вылилась в сплошные расходы. Компания потратила миллионы рублей, чтобы установить оборудование и наладить наклейку обязательных марок. Агрегации воды боится вся отрасль, она принесет еще большие расходы», — недоумевает топ-менеджер еще одного крупного производителя воды. Он также скептически рассуждает о приложении «Честный знак», которое позволяет покупателям самостоятельно проверять подлинность марки: «Информацию о том, насколько все это нужно потребителю, как много людей пользуются маркировкой и зачем им через приложение сканировать то, что и так указано на этикетке, мы до сих пор не понимаем». По данным ЦРТП, с 2018 года приложение «Честный знак» установили 6,5 млн жителей страны, за этот период пользователи проверили более 83 млн товаров.

В сложившейся геополитической обстановке вопросы агрегации вообще могут отойти на второй план, а производители могут столкнуться с остановкой производства, утверждает Максим Новиков: «В России сейчас большие сложности с приобретением самоклеющейся этикетки (ее как раз используют как основу для марок для маркировки, без них продавать товар нельзя). Поставки этикеток на 93% осуществлялись из Европы (большей частью из Финляндии) и на 7% из Китая. У производителей, конечно, есть некоторые запасы, но в дальнейшем существуют риски возникновения дефицита».

 

«Вопрос этикеток затрагивает саму упаковку продукции, а не маркировку, так как этикетки используются во всех сферах деятельности. На долю всей этикеточной продукции только 4% приходится на маркировку. Большинство крупных типографий начали заказывать этикетку из Китая, Индии, Турции. Кроме того, ЦРПТ за свой счет сформировала запас этикеток для клиентов на несколько месяцев, протестировала продукцию российских поставщиков, которые могут заместить объемы рынка», — сообщили в ЦРПТ. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+