К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Оптимизм российского бизнеса рухнул до минимума за последние 13 лет


В июне ожидания российского бизнеса стали наихудшими с 2009 года. Индекс оптимизма компаний рухнул сразу на 29 процентных пунктов, с 34% до 5%, показал опрос S&P Global. Бизнес видит угрозу дальнейшему развитию в росте цен, негативном влиянии санкций на внешний спрос и спаде покупательной способности россиян, но призывает не спешить его хоронить

Настроения российского бизнеса в части перспектив на ближайшие 12 месяцев стали наихудшими за историю наблюдений с 2009 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на итоги опроса  Russia Business Outlook глобального провайдера финансовой информации S&P Global. 

Global Business Outlook Survey от S&P основан на опросе 12 000 компаний по всему миру, в России выборка составляет 500 компаний: 250 из обрабатывающей промышленности и 250 поставщиков услуг. Среди угроз дальнейшему развитию респонденты в России чаще всего называли растущие цены на сырье, воздействие санкций на глобальный спрос и снижение покупательной способности на внутреннем рынке, говорится в материалах S&P. Ряд компаний отметил сложности в приобретении ресурсов и сырья за рубежом, в том числе в Европе, из-за расторжения контрактов поставщиками.

S&P Global рассчитывает свой индекс оптимизма как разницу между долей компаний, которые намерены увеличить выпуск своей продукции в ближайший год, и долей компаний, ожидающих спада. Опрос проводится три раза в год, последний прошел с 13 по 27 июня. По данным S&P, сальдо обрушилось с 34% в феврале до 5% в июне. Предыдущий антирекорд (6% в пользу оптимистов) российский бизнес установил осенью 2020 года — тогда на настроения бизнеса влияла пандемия коронавируса. 

 

У России самый плохой результат среди 12 крупнейших экономик мира. Средний по миру показатель составил 22% в июне против 40% в феврале.  В США в июне по сравнению с февралем доля оптимистично настроенного бизнеса снизилась с 48% до 25%, в Китае — с 31% до 18%, в Германии — с 48% до 11%. В еврозоне показатель сократился с 43% до 16%.

В материалах S&P отмечается: 

  • Сальдо компаний, которые планируют наращивать/сокращать затраты на исследовательскую деятельность, стало минимальным с февраля 2019 года. 
  • Сальдо организаций, рассчитывающих увеличить/уменьшить капитальные вложения, показало самое низкое значение за последние шесть лет, говорится в материалах S&P.
  •  Сальдо российских компаний, которые прогнозируют расширение либо сокращение штата сотрудников, опустилось с 15% в феврале до 3% в июне (минимум с февраля 2016 года). 
  • В обрабатывающей промышленности чистый пессимизм в отношении трудоустройства зафиксирован впервые за историю наблюдений. 
  • Компании прогнозируют дальнейший рост затрат на труд, и особенно велики такие ожидания в обрабатывающем секторе, отмечают в S&P. 
  • Совокупные инфляционные ожидания российских организаций, напротив, продемонстрировали улучшение относительно февраля. Так, меньше компаний прогнозируют рост издержек, не связанных с оплатой труда персонала, — 42% в феврале и 9% в июне. 
  •  До 25% сократилась чистая доля компаний, ожидающих увеличения отпускных цен на их продукцию, то есть переносить издержки на потребителей стало намного труднее.

«Не спешите нас хоронить. Многие сегодня пытаются выставить российский бизнес в каком-то печальном свете, но я вижу, что это совершенно не так», — сказал изданию глава «Деловой России» Алексей Репик. По его мнению, внутренний рынок постепенно восстанавливается, растет потребительский спрос. Уход ряда зарубежных игроков открывает для российских компаний новые перспективы.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что поиск обходных путей для импорта заставляет компании становиться более «дробными», уходить в формат малых компаний, чтобы найти новые ниши для неавторизованного импорта и разобраться с логистикой. По словам Титова, в России будет возрождаться экономика простых вещей, а малые и средние предприятия будут не только продавать, но и производить.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+