К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Новые МСП потеряли интерес к розничной торговле и нарастили к оптовой и строительству


Малый и средний бизнес сменил отраслевые приоритеты: субъекты МСП стали чаще регистрироваться в строительстве, оптовой торговле и IT-отрасли, но потеряли интерес к розничной торговле. Среднее ежемесячное количество субъектов МСП по итогам девяти месяцев оказалось на 20% больше, чем в январе — феврале, и на 39% — чем средний показатель за весь 2021 год

В России выросла активность малого и среднего бизнеса в части создания новых компаний, но изменились отраслевые приоритеты предпринимателей. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование «СПАРК-Интерфакс» на основе данных Федеральной налоговой службы. Около половины зарегистрированных с марта МСП выбрали сферы строительства, оптовой торговли, информационных технологий, следует из них. 

Среднее ежемесячное количество субъектов МСП по итогам девяти месяцев было выше «досанкционных» показателей. Оно на 20% опередило показатель января — февраля и на 39% — средний показатель за весь 2021 год. Популярность в МСП растеряли торговля автомобилями, профессиональная, научная и техническая деятельность, розничная торговля. Эксперты отмечают гибкость предпринимательской активности — интерес сместился туда, где есть спрос и господдержка, но ряд отраслей не доступен МСП — они монополизированы крупным бизнесом. По словам профессора факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко, малый бизнес создается там и тогда, где и когда он видит для себя перспективы. МСП перетекает туда, где есть платежеспособный спрос, добавляет президент «Опоры России» Александр Калинин.

МСБ оперативно отреагировал на изменения в бизнес-среде в начальный период экономической трансформации, говорится в исследовании. В марте — сентябре на 24% выросло среднее ежемесячное число регистраций МСП в сфере строительства относительно уровня января — февраля, на 28% — в сфере оптовой торговли, на 81% — IT-секторе, следует из представленных данных. Эти же три отрасли увеличили долю в общем числе регистраций МСП в марте — сентябре по сравнению с 2021 годом: у строительства — плюс 5 п. п., у оптовой торговли — плюс 1,5 п. п.

 

На эти два сектора пришлась почти половина всех новых регистраций в марте — сентябре: 23,3 и 23,8% соответственно. Строительный сектор предоставляет благоприятные возможности для развития МСП, отмечают авторы исследования. В секторе действует целый ряд мер господдержки: льготная ипотека, финансирование крупных инфраструктурных проектов, стимулы для регионального строительства, упрощение регулирования и другие. 

Исторически строительство зданий — самая востребованная отрасль среди юридических лиц — субъектов МСП. В секторе оптовой торговли стимулами для роста регистраций компаний стали нарушения в логистике и возникновение дефицита некоторых видов сырья, материалов и оборудования на фоне санкций, предположили эксперты. Больше всего выросло среднемесячное число регистраций МСП в торговле строительными материалами, сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, химическими продуктами.

По данным единого реестра субъектов МСП, который ведет ФНС, на 10 ноября «строительство жилых и нежилых зданий» и «оптовая торговля неспециализированная» входят в топ-10 самых популярных сфер деятельности у МСП, включая ИП, с долей 15 и 7% соответственно. За год эти показатели не изменились. Доля IT-сектора в числе новых регистраций меньше строительства и оптовой торговли в марте — сентябре — всего 4,1%. Но она увеличилась на 0,8 п. п. к январю — февралю из-за роста государственной поддержки сектора: налоговые льготы, гранты, льготная ипотека и другие меры. 

С конца февраля доля в общем числе регистраций МСП больше всего упала в сфере торговли транспортными средствами: к 2021 году — минус 4,3 п. п., до 2,9%, по среднемесячному показателю к уровню января — февраля 2022 года — на 26%. В автомобилестроении были сорваны поставки комплектующих, сократился импорт готовых машин, с рынка ушли западные компании. В профессиональной, научной и технической деятельности доля сократилась на 1,5 п. п., до 7,4%.

Но в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наблюдался всплеск регистраций МСП — стимулом были потребности ускоренного импортозамещения, говорится в исследовании. В сфере розничной торговли доля новых регистраций упала на 0,7 п. п., до 6% в марте — сентябре. По данным ФНС, виды деятельности, относящиеся к розничной торговле, являются одними из самых популярных у МСП в целом, но за год их доля сократилась, а «торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» выпала из топ-10. 

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+