К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Минус 58,8%: в 2022 году россияне купили в два раза меньше автомобилей

Продажа автомобилей Lada в Москве (Фото Павла Ворожцова / ТАСС)
Продажа автомобилей Lada в Москве (Фото Павла Ворожцова / ТАСС)
В 2022 году российский авторынок рухнул более чем наполовину — такие данные обнародовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Причин много: санкционная политика, массовый уход западных производителей, тотальный дефицит и беспрецедентный рост цен. В своих прогнозах на 2023 год АЕБ умеренно оптимистичен: объем продаж составит 770 000 штук, рынок вырастет на 12% к показателям 2022 года. Немного пессимистичней прогноз у агентства «Автостат»: по его мнению, рынок ждет стагнация. Ключевыми игроками станут российский «Автоваз» и китайские автопроизводители. Дилеры ждут дефицита автомобилей и дальнейшего снижения спроса

Российский авторынок в 2022 году рухнул на 58,8% по сравнению с 2021 годом, заявил на ежегодной конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель комитета автопроизводителей Алексей Калицев. Было продано всего 687 370 легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), для сравнения, в 2021 году этот показатель составил 1,67 млн штук. Но «результат не так плох, как мог бы быть», отметил он. «В 2022 году российский рынок столкнулся с беспрецедентной ситуацией, но он существует и будет существовать. Однако его ждет трансформация». 

Основными факторами, повлиявшими на рынок, Калицев назвал санкционную политику, разрыв логистических цепочек, введение параллельного импорта и рост цен. 

Все это привело к трансформации потребительского спроса, считает эксперт. Увеличился срок владения автомобилем, люди стали более рационально подходить к выбору машины. Калинев отметил, что спрос стимулировало усиление и расширение госпрограмм поддержки, в частности льготного автокредитования.

 

Схожие данные по итогам года ранее опубликовали эксперты аналитического агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «Автостат»). По их данным, в 2022 году россияне приобрели на 58,7% новых легковых автомобилей меньше, чем годом ранее, а объем российского рынка по итогам года составил 626 281 проданную единицу. 

По данным «Автостата», лидером рынка осталась отечественная марка Lada, доля которой в минувшем году выросла почти до 28% (в 2021-м она была равна 22,25%). За весь 2022 год россияне купили 174 688 новых легковых автомобилей Lada (минус 48,2% к 2021 году).

Второе место и лидерство среди иномарок сохранил корейский бренд Kia (65 691 штука, минус 67%). В топ-5 также попали: корейский Hyundai (54 017 штук, минус 66%), французский Renault (40 844 штуки, минус 68,7%) и китайский Chery (39 256 штук, минус 2%).

Среди топ-25 марок-лидеров рост показали лишь два бренда, они оба из КНР — Geely (+8,4%) и EXEED (+354%). Остальные марки находятся в минусе, сильнее всех просел японский Lexus (минус 84,8%).

Прогноз: рост или стагнация

Прогноз АЕБ умеренно оптимистичный: в 2023 году рынок вырастет на 12% к уровню 2022 года, а продажи новых автомобилей составят 770 000 штук.

 

Оптимизм разделяют не все. В 2023 году вряд ли стоит ожидать существенного роста рынка новых автомобилей, считают эксперты «Автостата»: базовый прогноз объема продаж — порядка 630 000-640 000 автомобилей.

«Состояние авторынка зависит от состояния российской экономики, которая в 2023 году будет находиться в режиме серьезной структурной трансформации, причем в условиях беспрецедентных санкций, — рассказывает замначальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев. — В проекте бюджета России на 2023 год уже отражены прогнозируемые негативные последствия нового экономического кризиса: отрицательная динамика ВВП, падение объема экспорта, снижение реальных доходов населения и т. д. Очевидно, что авторынок как элемент экономики будет вместе с ней адаптироваться к новым условиям». 

Дилеры же в прогнозах пессимистичны. По прогнозу СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Дениса Мигаля, рынок ждет дефицит новых автомобилей и рост их стоимости в пределах 20-30%, что может привести к снижению спроса и, соответственно, падению объемов продаж.

Генеральный директор по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков напоминает о существовании множества факторов, способных быстро и полностью перекроить автомобильный рынок в новом году и связанных с геополитической ситуацией. «Но если предположить, что текущие условия не изменятся, то на рынке, как и в 2022 году, будет сохраняться дефицит новых автомобилей. Именно дефицит будет оказывать ключевое влияние на итоги продаж и общую динамику рынка», — считает он.

«2023 год не будет иметь положительной динамики по продажам в штуках, — говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. — Основания для этого очевидные: низкий покупательский спрос и отсутствие поставок привычных автомобилей». 

Китайская экспансия

По мнению Пушкарева, возврата на рынок зарубежных автопроизводителей, остановивших свою деятельность, в новом году точно не предвидится. Не стоит ждать и снижения цен: они вышли на новые уровни и на прежние уже не вернутся. «Спрос на конкретные и дефицитные автомобили начал удовлетворяться за счет параллельного импорта (но в дальнейшем его доля вряд ли превысит 10%). Одним словом, покупателям теперь придется выбирать из того, что будет предлагать вновь формирующийся рынок», — отмечает Пушкарев.

Ключевыми игроками авторынка в 2023 году выступят российский «Автоваз» и китайские автопроизводители, в первую очередь те, которые уже имеют сильные позиции: Haval, Chery, Geely и их родственные бренды, продолжает эксперт.

По базовому прогнозу «Автостата» на 2023 год, марка Lada имеет шансы занять 48-50% рынка, а суммарная доля всех китайских марок может превысить 25%.

По мнению Пушкарева, новые игроки из Китая продолжат экспансию на российский рынок, поскольку это единственная дружественная страна, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями. 

«Безусловно, китайцы или «псевдокитайцы», которые собираются на российских заводах, будут доминировать на нашем рынке в этом году, — уверен Ольховский из «Автодома». — Мой прогноз: 60% китайцев и 40% российских производителей».

 

Денис Мигаль тоже считает, что доля китайских автомобилей будет расти: «В 2022 году их доля составила практически 30%, судя по намерениям китайских заводов представить ряд новинок на рынке России в текущем году, экспансия продолжится. Насколько сильно вырастут продажи китайских авто и обойдут ли они объем реализации отечественных брендов, ассортимент которых также расширяется, будет зависеть от технических характеристик и стоимости изделий российского и китайского автопрома. В целом китайские производители вполне могут занять долю на уровне 40%».

Что будет с ценами?

Резкий ценовой скачок, произошедший в марте, сгладился к концу лета. С августа средневзвешенная цена стабилизировалась на уровне чуть выше 2 млн рублей (без дилерских накруток). По сравнению с апрелем-маем цена автомобиля снизилась на 13% за счет «вливания» в продажи большой доли относительно дешевых моделей Lada. «Мы входим в 2023 год со стабильными ценами, и если в дальнейшем не усугубится политическая и, соответственно, экономическая обстановка, то эти уровни сохранятся», — прогнозирует Пушкарев.

«Цены будут зависеть от курса рубля, в том числе и относительно юаня. Падение курса будет приводить к пропорциональному росту стоимости новых автомобилей», — говорит Стариков.

Пострадают небольшие автосалоны 

Ключевым условием для выживания дилеров в будущем году, по мнению Старикова, станет возможность пополнять автопарк новых автомобилей. «Если дилерам удастся заключить контракты с оставшимися в России импортерами и наладить процедуры параллельного импорта, они выживут. Лучшие шансы у крупных дилеров с хорошей репутацией, которым гораздо проще вести переговоры с импортерами», — говорит он.

«В прошлом году в России закрылось более 160 дилерских центров, в основном монобрендовых, представлявших только одну марку авто, — говорит Денис Мигаль. — В выигрыше остались те автосалоны, которые ранее разнообразили свой портфель представителями различных автоконцернов из разных стран. Кроме того, нельзя не отметить рост показателей тех представителей авторетейла, которые сделали ставку на продажи автомобилей с пробегом».

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+