К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Дорогие каюты: почему увеличение флота не сбило цены на круизы

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
После рекордных продаж речных круизов в прошлом году круизные компании вывели в навигацию 17 дополнительных теплоходов, но цены на туры из-за этого меньше не стали. Напротив, круизы подорожали на 10–12%, спрос тоже растет — операторы уверены, что закончат сезон с приростом в 15–20%. Чтобы стимулировать спрос, они осваивают новые маршруты, в том числе к полярному кругу, продают туры «только для взрослых» и пытаются завлечь в круизы более молодых туристов. Как меняется рынок в 2023 году — в материале Forbes

В 2022 году рынок речных круизов в России вырос на рекордные 35% и достиг 25 млрд рублей, рассказали Forbes в сервисе «Круиз.Онлайн». Этот сегмент расширялся за счет новых туристов, запуска премиальных туров и новых маршрутов. Самым дорогим, согласно рейтингу Ассоциации туроператоров России (АТОР), в прошлом году стал тур по Енисею: за 12-дневный круиз на теплоходе «Максим Горький» компания из семи человек заплатила 3,6 млн рублей. 

Во многом развитие этого рынка стимулировали тренд на внутренний туризм и программа кешбэка на поездки по России, досрочно закрытая Ростуризмом в 2022 году. Туристам она позволяла вернуть 20% стоимости круиза, а операторам — поддерживать спрос, особенно в низкий сезон весной и осенью. Дополнительный этап продаж туров с кешбэком весной прошлого года увеличил число бронирований круизов в семь раз.

Размороженные корабли

В 2023 году речных туров на рынке стало больше: только у пятерки самых крупных игроков — компаний «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Созвездие», «Донинтурфлот», «ВолгаWolga» — флот в совокупности увеличился на 30%, говорят эксперты. Вывести дополнительные теплоходы операторы решили после скачка спроса в прошлогодней навигации, замечает Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот» (входит в Московское речное пароходство). 

 

Например, «Донинтурфлот», который базируется в Ростове-на-Дону, вывел на реки весь свой флот — 10 кораблей вместо пяти, которые курсировали в прошлом году. У «Водохода» в этом сезоне тоже пять дополнительных кораблей, у «Мостурфлота» — три. В мае вышел в первый круиз новый теплоход «Огни большого города» компании «Созвездие», построенный в Нижнем Новгороде. 

В этом году на российских реках работает на 17 круизных судов больше, чем в прошлом году (103 вместо 86), уточняет директор по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский. Это в основном теплоходы класса люкс, рассчитанные на 200–250 мест. Многие из них раньше обслуживали иностранцев, которые предпочитали премиальный сервис и простые маршруты с остановками в Москве и Петербурге. Корабли простаивали с начала пандемии, теперь их «разморозили», и операторы пересобирают туры для российских туристов, у которых другие интересы и запросы, уточняет гендиректор маркетплейса «Круиз.Онлайн» Денис Крейцберг.  

 

Туроператор Fun & Sun, который до этого активно продавал речные туры, в 2023 году решил запустить круиз под своим брендом на теплоходе «Нижний Новгород» — это совместный проект с компанией «ВодоходЪ». Корабль в 2019 году прошел реновацию, но с тех пор в навигацию он не ходил. Неделя отдыха на борту в среднем обходится в 60 000 рублей — с питанием «все включено», экскурсиями и детским клубом. В Fun & Sun в этом году планируют отправить в плавание 5000 человек, рассказали в пресс-службе компании, 65% мест до конца сезона уже продано. 

Размытый турпоток

Из-за возросшего предложения спрос немного размылся — загруженность теплоходов в этом году ниже примерно на 10%, говорят туроператоры. Если в 2022-м практически все летние туры былы проданы уже в июне, в этом году еще можно выбрать тур на самые популярные месяцы — июль и август. 

Прирост в продажах замедлился — 10–15% против прошлогодних 30–35%, отмечает Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот». «Продажи просели у многих в мае — июне из-за вывода дополнительных судов и отсутствия программы кешбэка, — объясняет Гончарова. — Цены выросли, ведь кешбэк давал скидку в 20%». По-прежнему лучше всего продаются туры на выходные и короткие круизы на четыре-шесть дней. 

 

У компании «ВодоходЪ» динамика продаж в этом году выше на 27% к прошлому году, рассказал Суховольский. На рост продаж, по его словам, все еще влияет нестабильная ситуация с выездным туризмом. «В этом году на своих судах мы рассчитываем на загрузку не менее 80%», — говорит Суховольский. В среднем четырехпалубный теплоход вмещает 200 человек и перевозит за сезон 6000 пассажиров.

Цены в 2023 году на самые популярные месяцы приросли на 10–12%, поясняет Михайловский. Сутки с питанием «все включено» с премиальным сервисом обойдутся пассажиру от 10 000 до 25 000 рублей, в зависимости от месяца, категории каюты и лайнера. Например, 14-дневный тур в августе на теплоходе «Лебединое озеро» из Москвы в Санкт-Петербург с заходом в Валаам и Кижи стоит 534 000 рублей на двоих в полулюксе с балконом. Если клиент выбирает лоукост-формат (более дешевая каюта, отказ от части услуг) — 6000 рублей, говорит Гончарова. 

Меньше баянов

С 2019 года аудитория речных круизов выросла с 400 000 до 600 000 человек, по оценке Дениса Крейцберга. Турпоток по рекам по итогам года вырастет как минимум на 10%, а оборот рынка — на 20%, он составит 30 млрд рублей, убежден он. 

За последние годы аудитория круизов помолодела на 10 лет, уверяет Крейцберг. По его словам, раньше типичным туристом была 55-летняя женщина из Москвы или Подмосковья, сейчас средний возраст — 45 лет, стало больше семей с детьми. Главное, чтобы человек попробовал путешествие по реке хотя бы раз: 50–70% клиентов становятся постоянными, рассказывают операторы.

Но до сих пор многие россияне убеждены, что круизы — это отдых для пенсионеров, сетуют операторы. Они стремятся завлечь более молодых туристов, в том числе с помощью скидок и акций — для молодоженов, детей. «Мы продвигаем путешествия по рекам как средство от выгорания и рабочего стресса», — говорит Крейцберг. По его словам, содержание круизов сильно поменялось: в развлекательных программах стало меньше баянистов и больше спортивных занятий, лекций. На борту проводят выставки, квесты, спа-процедуры, психологические тренинги. 

 

В 2023 году у путешественников популярны туры в Пермь и Уфу, экспедиции на Север и в Сибирь. Операторы стремятся развивать новые маршруты: у компании «ВодоходЪ» в этом сезоне появились круизы в Выборг, теплоходы теперь заходят в Сарапул и Юрьевец. У «Созвездия» стартовал тур по Иртышу и Оби из Сургута с заходом в село Аксарка, расположенное на линии Северного полярного круга — там круизные суда еще не останавливались, уверяют в компании. «Инфофлот» запустил круизы по Белоруссии из Бреста и Мозыря.

«Многие клиенты хотят отдохнуть в тишине, без детей, и в ответ на их запрос мы организовали туры в формате 18+ на теплоходе «Россия», — рассказывает  Гончарова. Такие круизы бывают тематическими, например с дегустациями вин, и выкупаются быстрее, чем обычные, говорит она. Туристам предлагают не только экскурсии на берегу, но и «сценическое плавание» — медленный проход корабля мимо достопримечательностей: в это время на борту разыгрывают иммерсивные спектакли, связанные с историей места.

Операторы рассчитывают в этом году выйти на допандемийные показатели продаж. «Предложение может превысить спрос на некоторых направлениях, — говорит Суховольский. — Поэтому мы, например, ставим сдержанный план прироста в количестве туристов — 14% к показателям 2022 года». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+