К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Пляжный пессимизм: почему летом упал спрос на внутренний туризм

Пляж в Сочи (Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС)
Пляж в Сочи (Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС)
В начале года старт туристического сезона удивил операторов небывалым всплеском: в январе — феврале продажи пляжных туров по России подскочили, несмотря на подорожание поездок на 15%. Обычно пик спроса приходится на июнь, но в этот раз к началу лета он просел на 10-12% — из-за дождливой погоды, проблем с билетами и снизившегося оптимизма внутренних туристов, говорят эксперты

В 2022 году курорты Краснодарского края приняли более 17,4 млн туристов. В этом году спрос на пляжный отдых в России в начале зимы был на 30-40% выше, чем в прошлом, рассказал Forbes Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральный директор туроператора «Дельфин». Небывалый скачок продаж был связан с увеличением горизонта планирования поездок: уже в феврале был забронирован почти на треть август, уточняет он. 

К весне продажи замедлились и, по словам Ромашкина, в мае — июне снизились на 10-12% в сравнении с показателями 2022 года. «Что-то было в общественном настроении: нам до конца не понятен ни оптимизм туристов в январе, ни пессимизм в июне», — говорит Ромашкин. Отчасти просевший спрос связан с подорожанием туров и дождливой погодой, которая установилась в июне на популярных морских курортах, говорят эксперты. В целом по российскому рынку более 40% бронирований организованных туров этим летом приходится на Краснодарский край — Сочи, Анапу и Геленджик. 

«Вообще у нас 84 российских региона, которые подорожали, отельеры подняли цены», — говорит Ромашкин. В Анапе выросли в цене в основном отели высокой категории, уверяет Наталья Осипова, исполнительный директор Альянса туристических агентств. Средний чек туров по России вырос на 10-15% в сравнении с тем же показателем прошлого года, рассказали Forbes в компании Fun&Sun. По словам Осиповой, сутки на двоих в четырехзведочном отеле Анапы с пакетом «все включено» обойдутся от 20 000 рублей, в пятизвездочном с таким же пакетом — 30 000-35 000 рублей.

 

То же самое с билетами: если летом 2022-го перелет по России в среднем стоил 7000-8000 рублей, то сейчас зачастую 10 000-12 000 рублей, уточняет Ромашкин. В прошлом году государство выделило субсидий более чем на 150 млрд рублей для авиакомпаний, что позволило держать более доступные цены на билеты. 

Перелеты из Москвы в Сочи выросли в цене в среднем на 29%, в Иркутск — на 34%, Петропавловск-Камчатский — на 67%, по данным одного из ведущих сервисов бронирования авиабилетов. В этом году только вертолетная экскурсия по Долине гейзеров на Камчатке стоит 45 000 рублей на одного человека, что на 5% дороже, чем в прошлом, говорит Сергей Ромашкин. Впрочем, на Байкал, Камчатку и Алтай приходится менее 1% организованного туризма этим летом, по данным АТОР. 

 

Средний чек на летние туры по России и за рубеж составил 94 200 рублей — на 30% больше, чем в мае 2022 года, показало исследование компаний «Эвотор», ЮMoney и «Суточно.ру» (есть в распоряжении Forbes). Планируемый бюджет на отдых одного человека в 2023-м тоже достиг исторического максимума — почти 54 00 рублей, за год этот показатель вырос на 20%, согласно опросу ВЦИОМ. 

Тренд на внутренний туризм не ослабевает, но ухудшение транспортной доступности морских курортов негативно влияет на спрос, убеждена Наталья Осипова. Аэропорты Анапы и Ростова-на-Дону закрыты, а билетов на поезд на июль-август уже нет. «Желающих отдыхать в России не стало меньше, просто одних останавливают цены, других — транспортная недоступность курортов», — объясняет Осипова. По ее словам, доля туристов, которые едут к морю на машинах, в этом году рекордно выросла. 

Из-за падения спроса в начале лета отельеры вынуждены снижать стартовые цены, говорит Ромашкин. И некоторые туристы, купившие пляжный тур зимой по более высокой цене, сдают путевки, а на следующий день снова покупают по новым расценкам. Если, например, поездка в Анапу стоит 100 000 рублей, сэкономить на такой операции можно как минимум 10 000, замечает Ромашкин.   

 

Хотя кешбэк, стимулирующий спрос, отменили в 2022 году, за счет высокого спроса зимой этого года операторы смогли заработать больше, чем в прошлом году, рассказал эксперт. Например, в целом по сезону прирост бронирований в Анапе по сравнению с прошлым годом, по его оценкам, составил 10-15%, спрос на Сочи — примерно на уровне прошлого года. И по итогам полугодия продажи туров по всей России индустрия осталась в плюсе — на 7% по сравнению с прошлым, 2022-м. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+