К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир

Лена Цибизова для Forbes
Лена Цибизова для Forbes
Годовую выручку группы компаний «Паритет-Центр» ярославских предпринимателей Александра и Алексея Лукьяновых в размере 7 млрд рублей в основном приносит производство и продажа медицинского оборудования, но братья свое призвание видят в другом — в покорении воды

В 1998 году братья Лукьяновы начали производить в Ярославле уникальные катера и яхты с прозрачным дном, а в 2017 году запустили серийный выпуск водного велосипеда собственной разработки, что привело к появлению нового вида спорта. На данный момент компания продала по всему миру 100 катеров и яхт, которые, как уверяют Лукьяновы, невозможно потопить, а скоростному плаванию на сибайке учат уже в 14 российских спортшколах. В июле 2023 года в Ярославе в пятый раз прошли соревнования Cross Volga: более 100 участников с использованием водного девайса переплыли Волгу туда и обратно, самые быстрые пловцы преодолели 1300 м дистанции за 16 минут.

«Переплыть Волгу — это была моя детская мечта, мы с братом выросли у реки, но нам запрещали там купаться из-за судоходства», — вспоминает в беседе с Forbes бизнесмен Алексей Лукьянов. А потом возникла идея создать устройство, которое поможет человеку «парить в воде», плавать легче и быстрее, чем с ластами.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«В 2010 году мы сделали прототип из ручной дрели, и на нем я впервые в жизни переплыл Волгу всего за пять минут», — рассказывает Алексей. Так появился сибайк и новый вид спорта, который набирает популярность не только в России, но и во Франции, Китае, Израиле, США, Греции, где уже открыты школы любителей плавания на водном велосипеде из Ярославля. К 2023 году Лукьяновы изготовили и продали около 5500 сибайков.

 

Устройства для пловцов с педалями и винтом изобретатели начали патентовать еще в начале 1990-х, многие пытались создать всевозможные «аквапеды» для скоростного плавания.Алексей рассказывает: «Не так давно, например, компания из США выпускала подобный аппарат, но он был тяжелый, 12 кг». Ярославским предпринимателям впервые удалось сделать легкий и компактный водный велосипед, который помещается в рюкзак в сложенном виде и весит чуть больше 2 кг. Стоит сибайк от 17 000 рублей (в самом простом исполнении) до 35 000 рублей.

Энергия и капитал

Компанию «Паритет» братья Лукьяновы основали в 1992 году. Старший Александр рассказывает, что в 1980-х он был «освобожденным комсомольским работником и пионером МЖК» (Молодежного жилищного кооператива), где получил первый опыт руководства бизнес-проектом.

 
Катамаран Looker 1100 будет катать туристов по Волге в Нижнем Новгороде (Фото Лены Цибизовой для Forbes)

«Я машиностроитель по образованию и искал возможность заняться машиностроением: там высокая добавленная стоимость, да и вообще интересно», — вспоминает Александр. В 1989 году его назначили переговорщиком по закупке строительного оборудования из Финляндии, он познакомился с финской продукцией и понял, как он говорит, что «мы можем не хуже». Тогда же предприниматель основал кооператив в Череповце, который производил оборудование адресной подачи бетона.
К началу 1990-х у старшего брата был капитал, а у младшего, закончившего к тому времени тот же Ярославский политех, что и Александр, — команда из шести друзей-однокурсников. Так сложился костяк компании «Паритет». «Они были энергичными молодыми людьми, а я для них стал мозгом и атаманом, восемь лет разницы в возрасте — это много, — объясняет Александр. — Именно эта комбинация привела к успеху».

«Чем только мы ни занимались, например, торговали запчастями для мотоциклов ИЖ», — вспоминает Алексей. Потом решили поставлять медучреждениям пленку для рентгеновских аппаратов. «Сработали старые связи: отдел здравоохранения Череповца нуждался в пленке, и я привез партию из Германии, — уточняет старший брат. — Это был наш первый опыт в области медицины, и мы как-то исторически связались с рентгеном». Сначала фирма торговала медоборудованием, позже наладила его производство в России. Сейчас ГК «Паритет-Центр» производит цифровое медицинское оборудование, в том числе рентгеновские аппараты и автоматизированные рабочие места рентгенолога, филиалы компании работают в 10 городах России. «Бизнес в каждом городе небольшой, со своей специализацией, и это дает мультипликативный эффект и стабильность», — поясняет Александр. В 2021 году совокупная выручка «Паритет-Центра» составила около 7 млрд рублей (цифры за 2022 год Лукьяновы не раскрывают).

Когда бизнес стал работать как слаженный механизм, у Лукьяновых образовалось много свободного времени. Братья всегда знали, что медицина не настоящее их призвание. Другое дело — яхты, любые изобретения, связанные с плаванием и судоходством, для создания которых нужна инженерная смекалка. Это у Лукьяновых семейное: их дядя еще в СССР был главным инженером Судоимпорта, отец окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова.

 

Непотопляемый «Красавчик»

Речной порт в Ярославле, построенный в советские годы, расположился на месте старинной волжской пристани XIII века и Рыбацкой слободы. Сейчас это городская окраина с промзоной и унылой жилой застройкой.

В 1998 году Лукьяновы открыли здесь судостроительную верфь и начали производить небольшие прогулочные яхты, катамараны и катера с прозрачным дном под брендом Looker, которые покупают владельцы туристического бизнеса по всему миру. «Лукер» — это от первых букв фамилии Лукьяновых, а еще от английского «наблюдать» и сленгового «красавчик».

Создать судно, с которого можно рассмотреть красоту подводного мира тем, кто не любит дайвинг, братья задумали на Мальдивах, когда впервые попробовали погружение с аквалангом. «Хотелось изобрести гигантское стекло, как в «Двадцати тысячах лье под водой» Жюля Верна», — объясняет Александр. Лодки с прозрачным дном строили и до Лукьяновых. «Но наш подход в том, что через маленькое стекло подводный мир видно плохо, поэтому иллюминатор у нас огромный, два на три метра», — говорит Александр. В 1998-м на ярославской верфи произвели первый электрический «красавчик» на подводных крыльях. При создании иллюминатора для него выяснилось, что у толстого акрила большого размера при формовке возникают оптические искажения, но братьям удалось с этой проблемой справиться — в этом и есть ноу-хау ярославских судостроителей.

Сейчас иллюминаторы делаются из сверхпрочного модифицированного акрила, разбить его, как уверяют судостроители, невозможно, говорят, ни одного случая не было. А если дно все же будет разбито? Каждое судно имеет три резервуара плавучести, даже без нижнего стекла полностью загруженная лодка дойдет до берега со скоростью 10 узлов.

Первый катер с прозрачным дном ярославцы продали владельцу одной из крупнейших сетей отелей на Мальдивах. «Для его доставки клиенту зафрахтовали грузовой отсек самолета Ил-86, привезли наудачу», — рассказывает Александр. С тех пор компания братьев Лукьяновых продала около 100 катеров и яхт. Среди покупателей — арабские шейхи и миллионеры разных стран. Катера с ярославской верфи работают в том числе на Фиджи, в Южной Корее, Вьетнаме, на Маврикии, в ЮАР, Чили, Бразилии, на Андаманских островах, Сейшелах, Гавайях, Канарах, в Италии, Франции, Марокко и Греции.

 

Братья Лукьяновы создали новое направление в судостроении, их катера с прозрачным дном особенно популярны в Юго-Восточной Азии, отмечает генеральный директор Baikal Yachts Group (строит прогулочные яхты на Чкаловской судоверфи под Нижним Новгородом) Сергей Гмыра: «Судов такого класса с такими большими иллюминаторами в мире нет, я видел только подводные иллюминаторы на огромных круизных катамаранах в Испании».
В 2019 году ГК «Паритет-Центр» заключила соглашение с правительством Ярославской области и начала строить на берегу Волги новую верфь с двумя эллингами для производства электрических туристических судов нового поколения длиной до 35 м. 

«Вы не видели нашу большую лодку? Пойдемте!» — приглашает на верфь корреспондента Forbes Александр Лукьянов. Работа тут кипит, и первое больше судно от «Паритет-Центра» — красивый пассажирский катамаран Looker 1100 — почти готово. Это экспериментальная модель, нечто среднее между яхтой и комфортабельным прогулочным теплоходом, объясняет Лукьянов. Строящийся катамаран по заказу компании «Водоходъ» вмещает 260 человек и может развивать скорость 40 км/ч, дальность хода — сутки без подзарядки. Себестоимость судна — около 400 млн рублей, спустить его на воду планируют к навигации 2024 года.

Генеральный директор компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов так объяснил выбор подрядчика: «У компании «Паритет» многолетние компетенции в строительстве катамаранов, и мы оценили качество их судов, поставляемых на экспорт». По его словам, инновационный подход и готовность использовать по максимуму российское оборудование и материалы тоже повлияли на выбор.

В последнее время география клиентов меняется, компания развивает продажи судов в России. «Лукеры», например, катают туристов на Черном море и Байкале. С 2019 года один из «Лукеров» работает на Волге в Ярославле. Сейчас «Паритет-Центр» ведет переговоры с крупной российской нефтегазовой компанией о разработке и строительстве новой модели яхты длиной 33–37 м. Если удастся договориться о цене, ярославские судостроители могут получить заказ на строительство пяти таких судов.

 

На велосипеде через Волгу

Сибайк у Лукьяновых появился под впечатлением от погружений в тропических морях. «Хотелось превратить человека в амфибию: чтобы оттолкнуться от бортика бассейна или лодки — и парить под водой, — говорит Александр. — А потом вышло как в сказках: младший брат выбрал сибайк, а старший — лодки». Так и распределились роли, каждый теперь курирует свое направление.

Александр Лукьянов отвечает в компании за судостроение (Фото Лены Цибизовой для Forbes)

Первый патент на сибайк в России Лукьяновы получили в 2013 году, а серийный выпуск начали в 2017 году. Цех по производству водного девайса был открыт в Ярославле на территории бывшего завода «Прогресс».

В разработку сибайка братья вложили около 400 млн рублей. «Это все требовало пресс-форм, матриц, тестов, выездов на моря-океаны, — замечает Александр. — Одних винтов было разработано штук шесть». Сибайк внешне довольно простое устройство, но в нем соблюдено множество параметров: надежность, функциональность, легкость, компактность, гидродинамические качества.

Устройство несколько раз совершенствовали с учетом пожеланий клиентов. Но работать еще есть над чем. «Например, людей на пляже иногда пугает винт, хотя он абсолютно безопасный и вращается медленно. Сейчас разрабатываются решения для этой проблемы», — поясняет Алексей Лукьянов.

 
(Фото Лены Цибизовой для Forbes)

Поначалу сибайк продвигали как устройство для дайверов, даже соревнования проводили с акцентом на подводное плавание. Однако потом решили сменить фокус: начали пропагандировать сибайк как массовый вид спорта. Плавание по популярности в России второй после футбола вид спорта, согласно статистике Министерства спорта за 2022 год. Им регулярно занимаются 2,6 млн россиян.

Продвигать новый вид спорта в массы помогают клубы сибайка, которые открылись в Москве, Сочи, Тутаеве, Рыбинске, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Евпатории (всего 14 школ и секций в России). «Это своего рода франшиза: мы бесплатно передаем технологии обучения, объясняем, как работать с клиентами, чтобы они были довольны», — рассказывает Алексей. А школы сами арендуют бассейны и закупают оборудование. Клубы сибайка открываются и за рубежом. Сейчас, например, Алексей развивает такое сообщество на Лазурном Берегу Франции.

Тренировки сибайкеров проходят проходят на живописных Прусовских карьерах, их называют «Ярославским Байкалом» (Фото Лены Цибизовой для Forbes)

Соревнования стали тоже одним из инструментов продвижения сибайка. В 2019 году в первом заплыве Cross Volga, который теперь ежегодно организуют в Ярославле, участвовало около 50 человек, в 2023 году — уже около сотни. Возраст пловцов — от 10 до 70 лет.

Власти города всячески поддерживают новый вид спорта, во время соревнований даже перекрывают судоходство на Волге. «Ярославль стал центром этого вида физической активности, в области уже около 200 человек, занимающихся с сибайком, не считая многочисленных любителей», — рассказал Forbes начальник управления по физической культуре и спорту мэрии Ярославля Александр Легус. К сибайку, по его словам, «приходят спортсмены, в том числе и достаточно именитые, из смежных отраслей — плавания, триатлона, бега».

 

«В первый раз мы соревновались в узком кругу, теперь приезжает много новичков из разных городов», — отмечает мастер спорта по триатлону из Рыбинска Евгений Островский. Знакомый посоветовал ему попробовать сибайк, сказал: «Ты же все равно плаваешь и педали крутишь». Потребовалось две-три тренировки, чтобы освоить новое устройство. С тех пор триатлонист участвует во всех соревнованиях с сибайком. В холодный сезон проходит пять-шесть стартов в бассейне, а летом три-четыре в открытых водоемах. Своим главным достижением Евгений считает заплыв на сибайке на 32 км: так несколько спортсменов готовились переплыть Ла-Манш.

«Там, где есть вода — море или река, люди очень интересуются сибайком, я вернулся из Владивостока, там тоже создается клуб», — замечает Александр Аргунов, президент Ярославской областной Федерации подводного спорта.

Компания «Сибайк», входящая в группу «Паритет-Центр», готовит к серийному выпуску электрический аналог устройства (с моторчиком). Братья рассказывают, что предложение продать права на водный велосипед им поступало уже не раз, например от топ-менеджера Amazon, но они отказывались. «Конечно, рано или поздно дело этим закончится, — говорит Алексей. — Наша задача сейчас — чтобы сибайк скупали в спортивных магазинах по всему миру как горячие пирожки».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости