К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Добавка к доставке: зарплаты курьеров выросли на 30%, но их все равно не хватает

Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС
Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС
Курьеров в России уже больше, чем врачей, но службы доставки не прекращают жаловаться на дефицит кадров. Число заказов растет, рубль слабеет, и работники уезжают в другие страны, где и курсы валют выгоднее, и ставки выше. Зарплаты курьеров в 2023 году подскочили на 30-40%, самые активные и мобильные сотрудники в Москве зарабатывают уже около 200 000 рублей в месяц, уверяют в крупных сервисах доставки. Чтобы курьеры не ушли к конкурентам, их премируют, бесплатно кормят, устраивают розыгрыши квартир, устанавливают повышенные тарифы на сложные маршруты, но проблема с кадрами в доставке продолжает обостряться

Курьеры вошли в топ-3 самых высокооплачиваемых рабочих специальностей, согласно недавнему исследованию сервиса HeadHunter, — они заняли второе место после водителей такси. Средние курьерские зарплаты за 2023 год составили 91 000-94 000 рублей в месяц. 

Осенью доходы курьеров резко пошли вверх: в октябре в вакансиях стали обещать в среднем 109 800 рублей в месяц, пояснили Forbes в HeadHunter. Для сравнения: в прошлом году в октябре за такую же работу предлагали 74 200 рублей. 

Сейчас в России курьерами работают около 1,5 млн человек, рассказала Forbes Татьяна Кабешова, директор департамента розничных сетей, производства и складской логистики кадровой компании UNITY. В службы доставки все чаще приходят люди из других отраслей, например строители. В последний год — еще и работники, которые были заняты на складах и производствах ушедших из России международных компаний, замечает Евгения Норбаева, руководитель направления стаффинговой группы ANCOR. 

 

Ставки у курьеров зачастую гибкие, зависят от графика, расстояний, тяжести груза и сложности заказа, они сотрудничают со службами доставки как самозанятые или через логистических партнеров. С начала года вознаграждения у них выросли на 30-40%, отмечает Евгения Норбаева. В Москве и Московской области активные автокурьеры зарабатывают от 6500 до 11000 рублей за смену, пешие и велосипедисты — 4000-5000 рублей. 

Еще больше, чем у курьеров, зарплаты выросли у сборщиков заказов: в прошлом году они составляли 60 000-70 000 рублей, а в этом — около 110 000, отмечает Кабешова. У них более сложная работа с 8:00 до 20:00 с тремя 10-минутными перерывами, жесткими нормативами и штрафами за нерасторопность. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Никаких кадров не хватит»

В пик сезона накануне Нового года всегда растет спрос на работников служб доставок, но в этом году работодатели чувствуют дефицит рабочих рук особенно остро. Среди крупных компаний, нанимающих курьеров и сборщиков, —  сервисы «Яндекса», «СберМаркета», Ozon, службы доставки розничных сетей Х5 Group, «Магнита», «Ленты», «ВкусВилла». 

«Такого большого спроса я не видела с 2009 года», — говорит Татьяна Кабешова. Причин, по ее словам, несколько — это и расширение географии доставок в 2023 году, и растущее число заказов у крупнейших игроков (например, «Магнит» недавно купил татарский маркетплейс KazanExpress и планирует развивать на его базе «Магнит Маркет»), и последствия демографического провала. 

Повлияло на ситуацию и ослабление курса рубля: целые диаспоры работников, занятых в доставке, уезжают в другие страны, поясняет эксперт. Сначала на разведку отправляется старший в диаспоре, и вслед за ним подтягиваются остальные. В других странах они тоже могут работать курьерами и зарабатывать гораздо больше. В Нью-Йорке, например, в сентябре минимальные ставки для доставщиков еды выросли до $18 в час. 

 

У служб доставок стало больше мелких заказов, что тоже стимулирует спрос на персонал. Если раньше средний чек при заказе продуктов был примерно 1000 рублей, то сейчас 300 рублей, рассказывает Виталий Андреев, основатель службы доставки «Курьерист». Именно об этом недавно говорили чиновники: сложилась ситуация, когда «один здоровый мужик приносит другому здоровому мужику пачку молока», посетовал на форуме «Дни ритейла в Сибири» Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга. «Нам же так никаких кадров не хватит, если мы круассан будем по всему городу возить… а это крепкие здоровые мужики», — сказал он. 

Свободные художники

«Большинство курьеров работают в режиме свободных художников и могут одновременно брать заказы от разных компаний», — говорит Виталий Андреев. «Курьерист» — небольшая служба доставки, но чтобы 300 курьеров одновременно вышли на смену, надо в резерве держать 600, объясняет он. Курьеры стали разборчивее: выбирают из множества предложений самые выгодные, хотят работать в пределах одного района, и компаниям приходится подстраиваться под их запросы. 

Самые многочисленные армии курьеров — у сервисов «СберМаркет» и «Яндекс». «СберМаркет» сотрудничает с 73 000 курьеров и сборщиков заказов, это на 30% больше, чем было в ноябре прошлого года, рассказали Forbes в пресс-службе компании. Сколько именно среди них курьеров, компания не раскрывает, но уточняет, что эти работники выполняют два вида услуг: быструю и плановую доставку. В быстрой доставке 20% сотрудников пешие, 40% ездят на велосипедах или электросамокатах, еще 40% — автомобилисты. Все курьеры плановой доставки развозят заказы на автомобиле. 

Курьеры в «СберМаркете», как и во многих других компаниях, — самозанятые, график им установить нельзя, и нагрузку они выбирают сами. Обычно в день они работают 6-8 часов, 4-5 дней в неделю. Самое высокое вознаграждение в Москве и Петербурге — 100 000-150 000 рублей, но особенно расторопные могут заработать и 200 000 рублей, уверяют в «СберМаркете». 

«За последний год средний почасовой доход курьеров, сотрудничающих с «Яндекс Едой» и «Деливери», вырос почти на 30%», — пояснили в пресс-службе фудтех-сервисов «Яндекса». В компании не рассказывают, сколько на нее работает курьеров, но число их растет. За последние пять лет количество заказов из ресторанов в «Яндекс Еде» в Москве увеличилось в 2,5 раза, в Петербурге — в 5,5 раза, в целом по регионам — в 16 раз. 

 

По статистике онлайн-ретейлера Ozon, курьер может доставить до пяти заказов за час в обычный день, рассказали в пресс-службе компании. Каждую неделю они выполняют около 17,5 млн заказов, а в высокий сезон предновогодних распродаж — еще больше. Всего с ретейлером сотрудничает 12 500 курьеров. В компании уверяют, что «держат их доход выше рынка» — от 6500 рублей в день зарабатывает сотрудник на личном легковом автомобиле, oт 8000 рублей — на грузовом автомобиле компании, oт 11 000 в день — на личном грузовом авто.

Заработок зависит от самих работников, выплаты они получают ежедневно, пояснили в пресс-службе «ВкусВилла», которая сотрудничает с 13 000 курьеров. Доход активного курьера в дни повышенной нагрузки — 5000-7000 рублей в день. Он зависит от зоны доставки и условий работы, спроса в конкретном районе, веса заказа, вида транспорта и даже погоды. Вознаграждение варьируется от 90 до 350 рублей за заказ, уточнили во «ВкусВилле». В первом полугодии 2023 года число заказов у ретейлера приросло на 56%, что влияет на повышение заработков.

На компанию Х5 Group, которая развивает сервисы доставки из торговых сетей и дарксторов, «Пятерочки», «Перекрестка» и онлайн-гипермаркета Vprok.ru, работает более чем 13 000 самозанятых. Это в 2,5 раза больше, чем год назад, уточняет Григорий Орлов, директор по доставке «Х5 Доставка». 84% всех курьеров передвигаются на автомобилях. В компании гибкие тарифы, из последних рекордов — курьер заработал 178 000 рублей за месяц, а в высокий сезон с учетом премий сумма может быть выше, отмечает Орлов.

Квартира для курьера

Службам доставки теперь приходится более жестко конкурировать за курьеров, вводить для них новые бонусы. Им компенсируют расходы на бензин и телефон, оплачивают проездные, кормят обедами. А накануне горячего новогоднего сезона таких «фишек» становится больше. «Чтобы привлечь людей, в декабре могут появиться и такие обещания: отработай 10 смен, а 11-я в подарок», — говорит Кабешова из UNITY.

 

В «Яндексе» в ноябре 2023 года ввели льготные обеды для многотысячной армии курьеров и водителей — он им обходится в 95 рублей. Кроме того, им положены бесплатные консультации юристов, скидки на аренду велосипедов или power-банков, для них организованы зоны отдыха в фудмоллах Москвы и Петербурга. У «СберМаркета» есть скидки на питание, аренду техники, обслуживание автомобилей, велосипедов и самокатов. Более 40% сотрудников пользуются этими бонусами.  

Для курьеров, доставляющих продукты из «Пятерочки» и «Перекрестка», регулярно проводят розыгрыши и лотереи, в некоторых можно выиграть бытовую технику, денежные призы или даже квартиру, рассказал Григорий Орлов. В сентябре 2023 года проводили конкурс «Гонка курьеров»: нужно было 10 дней доставлять заказы без опозданий, и победитель получил 500 000 рублей. 

Небольшие службы доставки тоже могут конкурировать с крупными игроками — за счет отношения к людям, умения хорошо и плотно собирать маршруты, давать больше свободы в выборе графика, говорит основатель компании «Курьерист». В его службе доставки, например, два раза в год курьерам компенсируют расходы на одежду. 

Предложений о работе много, но выбрать условия, которые подойдут, сложно, замечает 51-летний москвич Валерий Соколов, радиоинженер по специальности. Он начал работать пешим курьером три года назад, с тех пор перебрал около десятка служб доставки и остановился на сети китайских ресторанов, где зарабатывает около 60 000 рублей в месяц, выполняя 4-5 заказов в день. Заработок у него фиксированный — 2400 рублей в день, даже если заказов мало. Нагрузка не очень большая, к тому же курьеров дважды в день бесплатно кормят. По его словам, работодатели в доставке часто лукавят: заработок выходит ниже, чем они обещают в описаниях вакансий и на собеседованиях. Кроме того, часто бывают накладки с организацией смен и доставок и курьерам самим приходится разруливать сложные и конфликтные ситуации, говорит он.

 

Однако самые неленивые работники могут выполнять до 50-60 заказов в день в высокий сезон, и здесь все зависит от активности, физической выносливости, знания особенностей района, парковок и прочих нюансов, говорят эксперты. «Парень, которого мы устраивали курьером, ставил себе цель заработать за год на новый хороший автомобиль — и ему это удалось», — уверяет Татьяна Кабешова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+