К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лучше с ружьем: как изменилась охрана концертов после теракта в Crocus City Hall

Фото VASILY PRUDNIKOV / EPA
Фото VASILY PRUDNIKOV / EPA
Трагедия в Crocus City Hall заставила организаторов концертов более требовательно относиться к охране мероприятий — теперь они отдают предпочтение вооруженным охранникам, что увеличило их расходы на безопасность в полтора-два раза, выяснил Forbes

В России зарегистрировано более 17 000 частных охранных организаций, в которых трудоустроено почти 700 000 человек. При этом право на огнестрельное оружие имеют лишь лицензированные по шестому разряду; по словам генерального директора «АКМ-Секьюрити» Алексея Щедрина, таких специалистов лишь 5-10% от всего личного состава частных охранных предприятий (ЧОПов). И до настоящего времени только половина из них дежурила непосредственно с оружием — таким образом, при повышении спроса на вооруженных людей резерв для их использования есть. По словам депутата Александра Хинштейна, у охранявшего Crocus City Hall ЧОПа были сотрудники с правом на оружие, но дежурные в тот день на службу его не взяли — арсенал хранился в соседнем здании.

«В первые две недели после теракта в «Крокусе» был шквал заказов на вооруженную охрану — заказы шли и от старых клиентов, и от новых. Причем обращались владельцы объектов и организаторы мероприятий, которые раньше в принципе услугами ЧОПов не пользовались», — рассказал в беседе с Forbes начальник отдела продаж одного из крупных охранных предприятий.

Потом эта волна ажиотажа спала. Большинство из тех, кому вооруженная охрана на самом деле и не нужна была, успокоились и вернулись к прежнему формату обеспечения безопасности. Остальные же смирились с дополнительными расходами.

 

С четвертого разряда на шестой

Как рассказал Forbes руководитель холдинга охранных структур безопасности «Русь» Роман Насонов, сейчас прослеживается тенденция к общему росту тарифов на охрану, но новые цены пока не устоялись. «Точно поднялись цены на 20-40%, а в отдельных случаях и на 60%, но это касается узкого сегмента специалистов, используемых в короткое время проведения мероприятия. Например, на 30-50% поднялась цена кинологической пары», — поясняет Роман Насонов.

По словам генерального директора «ОП Лидер» Александра Шестобоева, тарифы на час работы охранников сегодня поднялись на 20-50% из-за повышенного спроса. Особенно это касается вооруженных охранников. «Сейчас их заказывают даже на небольшие мероприятия на 30 человек», — комментирует он.  «Для клиента стоимость часа работы охранника самого многочисленного четвертого разряда, дающего право на использование спецсредств (защитные шлем и жилет, резиновую палку и наручники. — Forbes), — около 350 рублей, а час специалиста высшего, шестого разряда с огнестрельным оружием — от 1000 рублей. Разница почти в три раза», — объясняет генеральный директор «АКМ-Секьюрити» Алексей Щедрин. Впрочем, по его словам,  это не значит, что в случае приглашения вооруженной охраны общие затраты на безопасность объекта увеличиваются в три раза. Заменять вооруженными охранниками шестого разряда дежурных четвертого разряда достаточно лишь на части постов. Или возможен вариант, когда к имеющимся невооруженным постам достаточно добавить небольшую  вооруженную группу быстрого реагирования: сотрудников ЧОП с оружием, дежурящих рядом с охраняемыми объектами и способными прибыть в случае опасности значительно раньше вызванной по тревожной кнопке Росгвардии. 

 

Алексей Щедрин рассказывает, что многие клиенты его компании, в частности управляющие торгово-развлекательными центрами, пересмотрели концепцию охраны — увеличили количество дежурных охранников, закупили дополнительное оборудование для систем безопасности.

В совместном исследовании Salary Index и Союза торговых центров говорится, что сейчас в отрасли охранных услуг есть большая нехватка кадров, так как многие сотрудники из сферы безопасности отправились на «спецоперацию»*. 

По словам Щедрина, дефицит квалифицированных кадров в охране наблюдался всегда, как, впрочем, и во многих других отраслях. «История, когда в охрану шли бывшие кадровые военные или уволившиеся из силовых структур, закончилась лет пятнадцать назад, — говорит он. — Сегодня в охрану идут люди разве что со срочной службой в биографии, но без какого-либо опыта в силовых структурах — учатся и развиваются уже внутри самой системы охраны». Частичная мобилизация, по его наблюдениям, кадры охраны не подкосила: например, из самой «АКМ-Секьюрити» ушло около 5%. «А вот сотрудников из числа вернувшихся со «спецоперации» у нас пока нет ни одного», — прокомментировал он.

 

С внесением в райдер

Алексей Щедрин объяснил, что у каждого объекта есть паспорт безопасности, который включает и регламент необходимой охраны. А вот для мероприятий таких регламентов не существует. Но, по его словам, введение таких единых правил в зависимости от важности мероприятия и численности посетителей уже обсуждается. В конце апреля группа депутатов Госдумы разработала законопроект об определении перечня мест массового пребывания людей, для которых выделяется вооруженная охрана. 

«Нового закона пока не было, но рассылаются циркуляры, рекомендательные письма уже поступают по линии исполнительной власти, МВД. Плюс сами площадки — кто-то вследствие вышеупомянутых рекомендаций, кто-то сам — решили усилить охрану мероприятий. За счет более квалифицированных сотрудников, увеличения числа постов, да и логистически — усилением контроля зон проникновения вроде служебных входов, разгрузочных ворот и так далее», — комментирует организатор выступлений, селебрити-эксперт Вадим Кормилицын.

Одна из рекомендаций МВД — установка большего числа камер слежения в подвалах и туннелях (тех самых путях возможного проникновения). 

По словам Вадима Кормилицына, сейчас наблюдается новый тренд: артисты включают в свой райдер требования по усиленной охране мероприятия. «Есть вариант, когда артисты привозят свою охрану и выставляют за нее счет организаторам, — уточняет он. — Это поднимает стоимость райдера на 15-20%». 

В целом стоимость охраны концерта, по оценке Романа Насонова, сегодня выросла точно в полтора раза, а в случаях особых требований — в 1,7 раза.

 

По мнению продюсера Иосифа Пригожина, стоимость охраны мероприятия уже подскочила в два раза. По его словам, основная задача охраны на концерте — защита зрителей и выступающих от неадекватных людей. «От террористов и вооруженная охрана зачастую не спасает — вон даже Кеннеди убили», — замечает он, добавляя, что в любом случае при организации концертов будет привлекать и вооруженных сотрудников. Хотя бы потому, что само присутствие людей с огнестрельным оружием способно отпугнуть потенциальных преступников.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+