Нефть за Трампа: почему отказ ОПЕК+ нарастить добычу не остановил снижение цен

Президент США Дональд Трамп в обращении к участникам Всемирного экономического форума в Давосе 23 января заявил о намерении убедить Саудовскую Аравию и ОПЕК снизить цены на нефть. Однако на заседании Совместного министерского мониторингового комитета стран ОПЕК+, которое прошло 3 февраля, альянс принял решение продлить ныне действующие квоты, предусматривающие снижение объемов добычи нефти на 1,65 млн баррелей в сутки, о которых было объявлено в апреле 2023-го, до конца декабря 2026 года.
В интервью «России 24» заместитель председателя правительства России Александр Новак, который участвовал в заседании, сообщил, что участники встречи частично затрагивали намерение Трампа обратиться с предложением к Саудовской Аравии и ОПЕК+ о снижении цен на нефть, однако это не повлияло на принятые ими решения. «Еще раз, все министерства, все министры из разных стран подчеркнули приверженность и правильность тех усилий, которые сегодня осуществляют страны, входящие в ОПЕК+, по балансировке рынка и координации своих действий», — сказал Новак. Несмотря на это решение, цена апрельских фьючерсов на нефть марки Brent на бирже ICE во вторник, 4 января, продолжила снижение, опустившись до $76 за баррель с предыдущего пика в $81 за баррель, отмеченного 15 января. Фьючерсы на американскую нефть WTI за это же время снизились с $77 до $73 за баррель.
Резонное решение
ОПЕК+ ожидаемо не изменил своих прежних договоренностей, в том числе о поэтапном увеличении добычи начиная с апреля текущего года, говорит портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Решение министерского мониторингового комитета ОПЕК+ о продлении приверженности Декларации о сотрудничестве, несмотря на попытки внешнего давления, представляется резонным и осторожным решением, полагает руководитель проектов компании «Имплемента» Иван Тимонин. По его словам, в этом контексте важно отметить некоторые особенности политики президента Трампа и его администрации. «Обеспечение доступности энергоресурсов было одним из ключевых тезисов предвыборной риторики Трампа в сфере энергетики, — говорит Тимонин. — Например, Трамп публично ставил цель снизить цены на мировом рынке нефти до $40 за баррель. Однако здесь важно отметить, что такой уровень котировок оказался бы невыгоден и для самих североамериканских производителей, поскольку точка окупаемости добычи в США в среднем по стране составляет порядка $40-50 за баррель. Введение каких-либо компенсационных механизмов для покрытия разницы между себестоимостью и целевой рыночной ценой маловероятно».
Реальная же энергетическая политика США, скорее всего, будет существенно отличаться от публично озвученных намерений, что, вероятно, было учтено и в рамках встречи ОПЕК+, заключает Иван Тимонин. В случае же роста добычи на территории США наиболее вероятным сценарием станет ужесточение квот для поддержки котировок, а не кардинальное изменение курса текущего соглашения стран — участниц ОПЕК+, добавляет он.
Нефть продолжает дешеветь
Скрябин из УК «Альфа-Капитал» отмечает, что снижению цен на нефть, не остановившемуся после заседания ОПЕК+, мог способствовать риск торговых войн. В частности, напоминает он, Китай ввел пошлины на нефть и сжиженный природный газ (СПГ) в ответ на ограничения, введенные Соединенными Штатами на импорт товаров из Китая. «Торговые барьеры могут привести к общему охлаждению роста мировой экономики, что долгосрочно негативно для нефти, — говорит Скрябин. — Поэтому мы видим ненулевые риски корректировки цен ниже $70 за баррель, однако в этом случае ОПЕК+, возможно, придется вновь отложить планы по наращиванию добычи с целью стабилизации и поддержки рынка».
Президент США Дональд Трамп ввел с 1 февраля дополнительную пошлину в 25% на импорт товаров из Мексики и Канады, хотя на энергоносители из Канады будет действовать более низкая, 10%-ная, пошлина. На товары из Китая вводится 10%-ная дополнительная пошлина. Формальным предлогом для их введения стало обвинение трех стран в поощрении нелегальной иммиграции в США и поставок туда наркотиков. Ввод пошлин для Канады и Мексики был отложен на месяц после переговоров с руководителями этих стран. Китай же заявил, что введет c 10 февраля 15%-ную пошлину на уголь и СПГ, а также 10%-ную пошлину на нефть, сельскохозяйственную технику и автомобили с мощными двигателями, импортируемые из США.
Еще в начале недели предполагалось, что нефтяные котировки получат поддержку от обострения торговых отношений США со своими партнерами, комментирует сложившуюся ситуацию старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Анонсированные президентом Трампом таможенные пошлины в отношении соседей должны были стать проинфляционным фактором, который бы способствовал росту цен, в то время как 10%-ная пошлина на поставку нефти из Канады, обеспечивающей 60% американского импорта, могла привести к росту котировок нефти WTI в США, — говорит он. — Однако отложенный характер новых мер сыграл с рынком злую шутку: в результате цены в Европе снизились до $75 за баррель, а котировки американской нефти провалились ниже $72 за баррель». При этом ключевым фактором давления на цены в Альфа-банке считают встречные меры, введенные Китаем в ответ на таможенные пошлины США. Они, по мнению Блохина, будут способствовать углублению конфликта, что, впрочем, может привести к оттоку американских энергоносителей с азиатского рынка и переориентации их экспортных потоков в направлении ЕС. А это может привести к углублению расхождений в части ценообразования на двух континентах и кратковременному снижению цен на нефть в Европе, полагает эксперт.
