К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что он в ней нашел: почему Трамп пытается добраться до Арктики

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Президент США Дональд Трамп объявил о намерениях получить более широкий доступ к природным ресурсам Арктики. Он предложил Канаде стать 51-м штатом и сообщил, что готов взять под свой контроль датскую Гренландию. А недавно появились сообщения о готовности США сотрудничать с Россией в освоении ее арктических богатств. Что стоит за заявлениями американского президента и насколько осуществимы эти планы — разбирался Forbes

Официальные лица России и США определили Арктику как возможную область экономического сотрудничества, сообщил Bloomberg. По сведениям агентства, обсуждения включали разведку природных ресурсов и торговых путей, а США рассматривают сотрудничество в Арктике как способ вбить клин между Москвой и Пекином. 

Что такое Арктика

Арктикой принято называть северную полярную область Земли, находящуюся за Северным полярным кругом, общей площадью, по разным оценкам, от 14,5 млн кв. км до 21 млн кв. км, что сопоставимо с Россией, крупнейшим по территории государством мира с площадью в 17,1 млн кв. км. К прибрежным государствам региона относятся Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. После начала «спецоперации»* на Украине в марте 2022-го семь арктических государств объявили о приостановке сотрудничества с Россией в важнейшей региональной межправительственной организации — Арктическом совете. С тех пор сотрудничество семи стран с Россией в Арктике практически прекратилось. В прошлом году Россия приостановила выплату взносов в Арктический совет до возобновления его полноформатной работы. 

Территории, находящиеся в Арктической зоне, обладают значительными запасами полезных ископаемых, относящихся к критически важному сырью. США относят к ним 50 полезных ископаемых: практически все металлы — от редких и редкоземельных до промышленных, полуметаллы — сурьму и мышьяк, а также неметаллический графит. Президент США Дональд Трамп уже выражал заинтересованность в доступе к российским редкоземельным металлам, а президент Владимир Путин предложил США подумать о сотрудничестве в области редких и редкоземельных металлов и об открытии американского рынка для российского алюминия.

 

По данным портала «Арктик-фонд» Северного (Арктического) федерального университета, недра арктических районов России содержат разведанные запасы многих полезных ископаемых, входящих в американский список критически важного сырья — никеля, вольфрама, платиноидов, олова, а также марганца, хрома и титана. В арктической части России добывается более 90% российских никеля и кобальта, 100% сурьмы и редких металлов, свыше 95% металлов платиновой группы. Кроме того, в Мурманской области находится крупнейшее Колмозерское месторождение редких металлов — лития, ниобия и тантала, которое осваивает СП «Норникеля» и «Росатома» «Полярный литий».

Пустит ли Россия американцев в «свою» Арктику?

Опрошенные эксперты в целом считают, что сотрудничество США и России по арктическим проектам может состояться, но разошлись в оценке условий такого взаимодействия.

 

«Россия сейчас может допустить к своим ресурсам кого угодно, даже бывших неприятелей, поскольку с российскими высокими банковскими ставками финансировать развитие просто невозможно», — считает главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал» Максим Худалов. Но при этом, добавляет он, Москва должна жестко потребовать размещения всей инфраструктуры в России без возможности удаленного управления и контроля из-за рубежа, передачи программного обеспечения используемого оборудования и строгого соблюдения российского законодательства. «Хотя дешевизна российских компаний по сравнению с зарубежными аналогами делает американские инвестиции привлекательными, тамошние инвесторы опасаются, что их собственная администрация может их заставить при каком-либо обострении эти инвестиции списать, — рассуждает Худалов. — Если же американская администрация обеспечит гарантии предотвращения такой ситуации, мы можем стать свидетелями прихода многих американских, и не только американских, инвесторов».

«В принципе американские компании могут быть допущены в Арктику, но условия их входа будут гораздо жестче, чем ранее, и каждая заявка будет скрупулезно исследоваться», — полагает независимый аналитик Леонид Хазанов. По его словам, интерес американских инвесторов могут вызвать не только редкие металлы, но и, например, углеводородные месторождения на шельфе Северного Ледовитого океана, которые практически не разрабатываются. «Американцам они могут быть интересны с точки зрения поставок нефти и природного газа в Европу, Индию и Китай», — рассуждает Хазанов. Россия открыта к сотрудничеству в разработке природных ресурсов, особенно в тех случаях, где у страны пока нет достаточных технологических или финансовых возможностей, полагает генеральный директор европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко. 

Чтобы Россия допустила американские компании к разработке арктических ресурсов, необходимо изменить фундаментальные условия в международных отношениях, считает старший аналитик инвестиционной платформы AMCH Даниил Тюнь. Среди таких условий должно быть снятие санкций с России и гарантии безопасности, полагает он. В то же время совместные проекты с США на взаимовыгодных условиях возможны, но Соединенные Штаты должны предложить такие экономические условия, которые будут выгодны России и позволят ей сохранить контроль над ресурсами, говорит Тюнь.

 

Трамп рвется в Арктику

Согласно последнему ежегодному отчету Геологической службы США (USGS) о минеральном сырье, США в 2024 году на 100% зависели от импорта 12 из 50 критически важных видов такого сырья, а зависимость от импорта еще 28 видов превышала 50%. Основным их поставщиком являлся Китай.

США при прежней администрации Джо Байдена уже предприняли шаги по обеспечению безопасности важнейших цепочек поставок полезных ископаемых. В июне 2022 года США и их ключевые страны-партнеры объявили о создании Партнерства по обеспечению безопасности полезных ископаемых (MSP). Во время последней встречи в сентябре 2024 года 15 участников MSP — США, Австралия, Канада, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Норвегия, Швеция, Великобритания и ЕС — объявили, что ведут работу над 32 проектами по разведке, добыче, обогащению и переработке критически важных полезных ископаемых, в том числе в Африке, Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Европе.

По оценке американской исследовательской организации «Арктический институт», США уделяют недостаточно внимания Арктике, где нарастает конкуренция со стороны России и Китая. Организация ссылается на оценку Всемирного банка, согласно которой растущее использование экологически чистых энергетических технологий может к 2050 году поднять спрос на добычу полезных ископаемых, многие из которых находятся в Арктике, почти на 500%.

Трамп неоднократно заявлял, что Канаде было бы лучше, если бы она согласилась стать 51-м штатом США. По мнению премьер-министра Канады Джастина Трюдо, эти заявления связаны с желанием Трампа получить доступ к богатым природным ресурсам его страны. А в начале 2025 года Трамп попал в заголовки газет, заявив, что намерен взять под контроль Гренландию, датскую территорию, богатую критическим сырьем. Трамп впервые заявил о таком намерении во время предыдущего президентства в 2019 году. Тогда этот план был быстро отвергнут датским правительством и правительством Гренландии.

 При этом американские корпорации уже присутствуют в Гренландии. В июне нынешнего года американская горнодобывающая корпорация Critical Metals подписала соглашение о приобретении контрольного пакета акций рудника редкоземельных металлов Танбреез в датской Гренландии. Месторождение считается крупнейшим в мире с общим запасом оксидов редкоземельных металлов в 28,2 млн т. США и Дания также связаны заключенным в 1951 году соглашением об обороне Гренландии, в соответствии с которым США разместили свою военно-космическую базу на севере острова. А в сентябре 2024 года США подписали соглашение о сотрудничестве в области критического сырья с Норвегией.

 

«В Арктике в связи с глобальным потеплением отмечается улучшение ледовой обстановки, и получить в Гренландии дополнительные производственные площади либо новые площади для размещения систем слежения — это грамотный стратегический ход США», — считает Худалов из «Вектор капитала». — Для большей выгоды Трамп, похоже, решил провести сделку путем запугивания, когда от риторики «присоединим-заберем» в переговорах можно опуститься до опции «арендуем площади недорого». Арктика, по словам Худалова, также нужна Вашингтону, чтобы контролировать торговые пути через регион и обеспечить для себя преимущества. Для этого, считает он, у них должна быть возможность при необходимости ограничивать грузовые потоки, в частности, по Северному морскому пути. «Поэтому наличие военно-морских баз США в Гренландии, а затем, возможно, и в Исландии, в которой США свою базу закрыли, могут обеспечить должный уровень политического давления на Китай, Европу и Россию», — говорит Худалов.

Заявления Дональда Трампа относительно Арктики можно рассматривать как часть его традиционной тактики — агрессивного и громкого политического давления, направленного на продвижение американских экономических и геополитических интересов, подтверждает Тюнь из AMCH. «Я предполагаю, что это может быть как бизнес-ходом, так и элементом стратегического запугивания Канады и Дании, чтобы те не препятствовали участию американских компаний в освоении природных ресурсов региона, — рассуждает он. — Трамп неоднократно заявлял о важности энергетической независимости США и независимости от поставок критически важных минералов, и его риторика отражает продолжение этой политики. У США есть особый интерес к Арктическому региону, который имеет стратегическое значение как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения контроля над природными ресурсами».

Китай не дремлет

В 1925 году Китай присоединился к международному Договору о Шпицбергене, что обеспечило правовую основу для свободного посещения некоторых районов Арктики и предоставило ему равные с другими государствами, присоединившимися к соглашению, права на проведение научных исследований и участие в производственной и коммерческой деятельности в этом регионе. С июля 2004 года на Шпицбергене действует китайская арктическая научно-исследовательскаяп станция «Хуанхэ», являющаяся базовым лагерем арктических научных экспедиций Китая. В 2018 году Китай принял программный документ, так называемую «Белую книгу», объявив себя «приарктическим государством». «Политические цели Китая в Арктике заключаются в том, чтобы понимать, защищать, развивать Арктику и участвовать в управлении ею, чтобы защищать общие интересы всех стран и международного сообщества в Арктике и содействовать ее устойчивому развитию», — говорится в документе.

«В настоящее время Договор о Шпицбергене позволяет Китаю скрывать свою военную активность и влияние в Арктике за научными исследованиями и глобальным сотрудничеством», — указывает Арктический институт.

 

Однако ряд предпринятых Китаем попыток  расширить присутствие в регионе оказались неудачными. Датские власти отклонили в 2017 году предложение китайской горнодобывающей компании General Nice Group о покупке заброшенной военно-морской базы в Гренландии, а другая китайская компания — China Communications Construction Company — отозвала в 2019 году заявку на строительство там двух аэропортов из-за противодействия США. В 2021 году гренландскире власти остановили по экологическим соображениям проект с участием китайской компании Shenghe Resources по разработке считающегося одним из крупнейших мировых месторождений редкоземельных металлов — Кванефьельд на юге Гренландии.

Стратегия Китая строится на расширении влияния через логистику, в частности, в рамках проекта «Новый шелковый путь», напоминает Хандошко из Mind Money. «Суть в том, что Китай создает логистические цепочки и таким образом интегрирует экономику стран, через которые они проходят, — говорит она. — Америка, в свою очередь, стремится не допустить усиления Китая, ведь Арктика остается единственным регионом, где китайское влияние пока незначительно. США заинтересованы в том, чтобы сохранить этот баланс, поскольку китайская логика подразумевает экспансию через контроль над транспортными путями. Поэтому Вашингтон заранее предпринимает меры для ограничения возможных шагов Китая в этом направлении».

США не хотят видеть Китай в Арктике, поскольку там сосредоточены огромные ресурсы полезных ископаемых, которые могут в долгосрочной перспективе быть востребованы в обеих странах, говорит независимый эксперт Хазанов. «Власти США прекрасно понимают, что далеко не все богатства недр на их территории могут быть добыты, и курс на поддержку разработки собственных месторождений не гарантирует их быстрого освоения, поэтому США стремятся выдавить из Арктики Китай, надеясь самим застолбить перспективные объекты», — считает он.

Китай, несмотря на свою географическую удаленность, активно продвигает инициативу «Полярного шелкового пути», компонента «Нового шелкового пути», и стремится укрепить свое присутствие в Арктике, говорит Тюнь из AMCH. «Китай видит в Арктике возможность добычи полезных ископаемых, критически важных для его высокотехнологичной промышленности, — отмечает он. — Кроме того, с учетом глобального потепления и таяния льдов открываются новые торговые маршруты, такие как Северный морской путь, что сокращает время доставки грузов между Азией и Европой».

 

В настоящее время Китай изучает перспективы расширения перевозок своих грузов по российскому Северному морскому пути и уже в нынешнем году намерен запустить масштабные туристические круизы в Арктику, сообщает исследовательская компания Geopolitical Intelligence Services.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.  

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+