Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений

10 марта президент Владимир Путин обновил Доктрину продовольственной безопасности. В ней появился раздел о роли России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Основная ставка сделана на партнерства с дружественными государствами, ключевая задача — развитие внутреннего рынка сельхозпродукции и минеральных удобрений, который позволил бы не только нарастить экспорт, но и в случае необходимости оказывать гуманитарную помощь на международном уровне.
Вскоре после публикации президентского указа о внесении изменений в доктрину, интервью «Российской газете» дал глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев. Он сообщил, что в 2024 году Россия поставила рекорд и по производству удобрений (всего 63 млн т, по этому показателю страна заняла второе место в мире после Китая), и по их экспорту (42 млн т). В 2025 году, по прогнозу Гурьева, производство и экспорт должны достичь новых рекордов — 65 млн т и 44 млн т соответственно.
Гурьев также отметил, что с 2013 года в отрасль минеральных удобрений в России было инвестировано 1,9 трлн рублей. Эти вложения, по его словам, были бы невозможны без действующих механизмов господдержки, среди которых Гурьев назвал специальные инвестиционные контракты (СПИК), корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Чиновники изучают возможность введения дополнительных льгот. Так, 7 марта на заседании у заместителя председателя правительства Александра Новака отмечалось, что, хотя внутренний рынок обеспечен минеральными удобрениями, возможны риски при их поставке в «недружественные» страны. Министр экономического развития Максим Решетников, выступая на заседании, отметил высокую кредитную нагрузку производителей минеральных удобрений и необходимость активно инвестировать в развитие отраслевых предприятий. По итогам заседания Новак поручил правительству оценить необходимость применения дополнительных мер поддержки для предприятий сектора.
Как работает господдержка
СПИК заключается между инвестором и государством. Инвестор обязуется реализовать конкретный проект, а государство — обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить поддержку. Механизм действует в двух вариантах. СПИК 1.0, запущенный в июле 2015 года, применяется для проектов по созданию или модернизации производства промышленной продукции стоимостью от 750 млн рублей. СПИК 2.0 предполагает минимальный размер инвестиций и применяется для проектов с использованием современных технологий с высокой степенью локализации.
Эти контракты подписывают три участника: сама компания, представители федеральных властей в лице Минпромторга и региональные власти. Каждый СПИК содержит определенные требования, в частности, создание рабочих мест, строительство жилья, социальной инфраструктуры. Оба СПИК предоставляют налоговые льготы. Среди них льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам и возможность снижения ставки налога на прибыль до 0%. Кроме того, инвесторы получают федеральные и муниципальные субсидии. Гарантии неизменности налогового режима на время действия СПИК предоставляет стабилизационная оговорка, также называемая «дедушкиной оговоркой» (от английского grandfather’s clause).
Другой механизм — КППК — обеспечивает производителям ориентированной на экспорт продукции доступ к льготному кредитованию. Еще одна льгота — льготное финансирование в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — предполагает субсидирование 4,5 п. п. ставки по кредитам, которые производители экспортной продукции берут в банках. Механизм СЗПК позволяет инвестору возместить до 100% инфраструктурных затрат, а также сократить выплаты по займам через налоговые вычеты. СЗПК защищают интересы инвесторов, создавая прогнозируемые условия осуществления крупных инвестиционных проектов стоимостью от 750 млн рублей на федеральном уровне, и от 200 млн рублей — на региональном. По этим соглашениям инвесторам также гарантируется неизменность налоговых условий на весь срок реализации проектов.
Достаточна ли господдержка
Специальные режимы финансирования инвестпроектов по производству удобрений важны тем, что позволяют поддерживать стабильные внутренние цены, которые не индексируются с сентября 2022 года, говорит независимый эксперт Максим Шапошников. Таким образом, полагает он, специальные условия позволяют развивать новые направления в производстве удобрений и сохранять доступность продукции для аграриев. «В целом надо признать, что в отрасли химических удобрений программы государственной поддержки инициатив крупного бизнеса демонстрируют хорошие результаты, поэтому говорить о расширении механизмов поддержки отрасли нет необходимости», — полагает Шапошников.
Но стабильность внутренних цен для аграриев не устраивает производителей удобрений. «Актуальным вопросом, напрямую влияющим на возможность индустрии продолжать реализацию инвестпрограмм, остаётся индексация цен на внутреннем рынке, — говорил Андрей Гурьев. — Компании отрасли более трех лет назад добровольно зафиксировали цены для отечественного АПК, и они не индексировались с сентября 2022 года. При этом затраты на производство удобрений с тех пор значительно возросли».
Принятые в предыдущие годы меры государственной поддержки оказались очень кстати и привели к эффективному и сбалансированному росту российской отрасли минеральных удобрений, считает независимый эксперт Леонид Хазанов. «Наша страна — единственная в мире полностью обеспечивает своих аграриев всеми необходимыми видами минеральных удобрений, — говорит он, но отмечает, что инструменты поддержки отрасли все равно ограничены. — Поэтому в ближайшее время мы можем столкнуться с резким снижением инвестиционной активности: если старые проекты и удастся достроить, то новых проектов мы не увидим».
О необходимости расширить программы господдержки говорится и в комментарии РАПУ, направленном в Forbes. В ассоциации напоминают: в соответствии с указом президента «О национальных целях развития», к 2030 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен вырасти не менее, чем на две трети по сравнению с 2023-м. Производство продукции АПК должно вырасти не менее чем на 25%. Чтобы добиться этого к 2030 году российская индустрия минеральных удобрений планирует увеличить выпуск продукции в 1,3 раза, до 80 млн т.
«По нашему мнению, выполнение задач по дальнейшему развитию производства удобрений, поставленных президентом России, требует оперативной корректировки параметров государственной поддержки», — говорится в комментарии ассоциации. В 2025 год отрасль вошла со значительно увеличенной фискальной нагрузкой, напоминают в РАПУ, указывая, что введен акциз на газ для производителей аммиака, а НДПИ за последние три года по основным видам добываемых руд вырос в семь раз. Также регулярно и в значительных объемах индексируются цены на природный газ, основной компонент себестоимости производства азотных удобрений, и на электроэнергию; увеличиваются железнодорожные тарифы, стоимость перевалки в портах и другие виды операционных расходов.
Одновременно с этим, говорится в комментарии РАПУ, с 2023 года прекратили действие ключевые меры господдержки для новых проектов. Отрасль фактически выключена из КППК: для производителей минеральных удобрений не действуют механизмы экспортного кредитования и отсутствуют транспортные субсидии, перечисляют в ассоциации и добавляют, что в условиях высокой ключевой ставки Банка России компании пересматривают планы развития. «На производителей удобрений влияет также отсутствие индексации цен внутри страны и продолжающийся низкий цикл цен на международных рынках», — добавляют в ассоциации. В этих условиях крайне необходимо возвращение господдержки инвестиций и экспорта, а также льготного финансирования на пополнение оборотного капитала, резюмирует РАПУ.
В Минпромторге Forbes сообщили, что считают используемые меры поддержки отрасли достаточными. «Ежегодно разрабатываются и внедряются новые механизмы поддержки», — добавили в ведомстве. Министерство также указало на сложность оценки равномерности распределения господдержки из-за «разнообразия масштабов проектов и объемов инвестиций с учетом сохранения единообразия условий для всех заявителей». Министерство экономического развития на запрос не ответило.
Кто получает поддержку
Forbes ознакомился с отчетными документам компаний отрасли, аналитическими материалами Минпромторга и Минфина, а также сообщениями РЖД, на основе которых возможно рассчитать уровни поддержки для конкретных компаний.
Всего в отрасли заключены и действуют 13 СПИК. Согласно подсчетам Forbes, в их рамках компания «Уралкалий» заявила по своим проектам инвестиции в размере 119 млрд рублей, получив льготу на 2024 год в размере 1 млрд рублей. Льготы на такую же сумму получила компания «Щекиноазот» при инвестициях в 50 млрд рублей. «Фосагро» получила 4 млрд рублей льгот при инвестициях в 36 млрд рублей. Один СПИК в 2019 году заключила и компания «Акрон» — по освоению Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, но льгот, насколько известно Forbes, по нему пока не получила. Крупнейшие налоговые льготы у «Еврохима» — 66 млрд рублей при инвестициях на 283 млрд рублей. Основной объем льгот (в первую очередь по налогу на прибыль) пришелся на проект строительства Усольского комбината в Пермском крае — всего порядка 53 млрд рублей налоговых льгот при плановых инвестициях в проект на время действия СПИКа в 73 млрд рублей.
Такой размер льгот объясняется тем, что СПИК по Усольскому комбинату «Еврохим» подписал первым в отрасли еще в 2016 году, в то время как другие производители удобрений воспользовались этой программой позже. Например, «Уралкалий» подписал один из своих СПИКов по созданию комплекса по добыче на Усть-Явинском руднике (с объемом инвестиций порядка 37 млрд рублей) в 2018 году. При этом эксплуатация Усольского комбината началась уже в 2018 году — по словам источника Forbes в отрасли, у компании к моменту заключения СПИК был уже практически оборудованный рудник. Таким образом, действие льгот (СПИК заключен на 10 лет) распространяется и на период, когда компания получает и продает продукцию с проекта.
«Ситуацию с налоговой системой и кредитными ставками никто не мог предсказать десять лет назад, — говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский. — В результате из-за несовершенства механизма СПИК 1.0, сегодня в отрасли сложилась следующая картина: государственному бюджету нужны средства, и налоговая нагрузка на все компании отрасли значительно увеличивается».
По программе льготного финансирования (КППК) с 2019-го по 2023 годы «Уралкалий» по кредитам на 21 млрд рублей получил льготу на 1,8 млрд рублей, «Фосагро» — 2,5 млрд рублей при кредите в 30 млрд рублей, «Щекиноазот» — 2,5 млрд рублей по кредитам в 29 млрд рублей, «Акрон» — 4,7 млрд рублей по кредитам в 58 млрд рублей, а «Еврохим» — 26 млрд рублей при 330 млрд рублей привлеченных кредитов.
«Еврохим» не согласился с расчетами Forbes, заявив, что они не соответствуют действительности, но собственных данных не предоставил. «Еврохим» — крупнейший инвестор в отрасли минеральных удобрений в России, а реализация масштабных проектов, вносящих значительный вклад в социально-экономическое развитие регионов присутствия и отрасли в целом, а в конечном счете, и в укрепление продовольственной безопасности, невозможна без поддержки со стороны государства», — говорится в полученном Forbes комментарии «Еврохима».
«По нашему мнению, действующие механизмы поддержки инвестиций в капиталоемкие проекты строительства новых мощностей и модернизацию действующих доказали свою эффективность», — говорится в полученном Forbes ответе от «Фосагро». Компания сообщила, что за последние 10 лет нарастила производственные мощности почти в два раза, досрочно достигнув целей своей стратегии развития, рассчитанной на 2020-2025 годы. «Фосагро» отказалось комментировать фактический объем инвестиционных льгот по СПИК, но сообщило, что в этом году планирует рассмотреть стратегию развития на 2025–2030 годы. «Сохранение всех действующих мер поддержки — СПИК 2.0, СПИК 1.0, СЗПК, КППК, ИНВ и прочих механизмов, предусматривающих льготы для инвестиционной деятельности, — критически важно для продолжения развития индустрии, особенно при текущей высокой ставке Центробанка, — отмечает «Фосагро». — Они важны для сохранения набранного темпа инвестиций и недопущения инвестиционной паузы в развитии промышленных компаний».
Также, по мнению «Фосагро», целесообразно снять ограничения по категориям налогоплательщиков, имеющим право применять новый механизм федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), в частности, дать возможность его использования участникам СЗПК, которые в соответствии с действующим законодательством его применять не могут. ФИНВ, введенный с 1 января 2025 года, позволяет уменьшать налог на прибыль на сумму, равную трем процентам расходов при условии, что эти средства будут инвестированы в развитие производства.
В «Уралхиме» и входящем в него «Уралкалии» отказались от комментариев. Компании «Акрон» и «Щекиноазот» на момент выхода материала на запрос Forbes не ответили.