Бюджет каждого третьего бизнеса в России на старте оказался меньше 500 000 рублей
Больше трети бизнесменов (38%) в России открывают свое дело, располагая бюджетом менее 0,5 млн рублей, говорится в исследовании «МТС Бизнес Хаб». От 0,5 млн до 1 млн рублей на старте инвестировал каждый четвертый (24%), от 2 до 4 млн рублей — каждый пятый (20%), более 5 млн рублей — 18%
Больше трети бизнесменов (38%) в России открывают свое дело, располагая бюджетом менее 0,5 млн рублей, говорится в исследовании, которое «МТС Бизнес Хаб» провел среди владельцев и генеральных директоров микро-, малого и среднего бизнеса по всей России.
От 0,5 млн до 1 млн рублей на старте инвестировал каждый четвертый (24%) респондент, от 2 до 4 млн рублей вложил каждый пятый (20%), более 5 млн рублей направили 18%.
Главные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России — невозможность конкурировать с крупными и раскрученными брендами (50%, можно было выбирать несколько вариантов ответа), высокая конкуренция на маркетплейсах и снижение продаж после повышения цен (по 48%). Кроме этого, 47% предпринимателей из Санкт-Петербурга сообщили о трудностях с адаптацией к меняющемуся законодательству — это значительно выше, чем в среднем по России (30%). В сфере торговли и услуг с трудностями столкнулись две трети опрошенных. Кроме того, особенно уязвимы предприниматели, которые занимаются микробизнесом — из них 52% признались, что столкнулись с выгоранием (в среднем по выборке этот показатель ниже — 40%), отмечают авторы исследования.
Для решения проблем в бизнесе почти половина (42%) опрошенных устраивают аудит или пересматривают свою стратегию. Кроме того, респонденты обращаются к профессиональным консультантам (31%) и посещают бизнес-мероприятия (25%). Пятая часть (19%) опрошенных для решения проблем пересматривают штат сотрудников, четверть (24%) — привлекают инвесторов или партнеров. Ещё 15% опрошенных назвали внедрение технологий эффективным способом снижения нагрузки и перераспределения ресурсов.
Участников исследования также спросили об использовании искусственного интеллекта (ИИ). Более половины (56%) респондентов заявили, что так или иначе применяют в бизнесе ИИ. Чаще всего его используют для изучения отзывов (18%), для анализа продаж и конкурентов (20%), в бухгалтерии и финансах (15%) и в маркетинге (23%). Те, кто не использует ИИ (44%), чаще жалуются на нехватку времени, бюджета и сотрудников, особенно для ведения социальных сетей и маркетинга, отмечают авторы исследования.
Опрос проходил в интернете среди 1500 представителей микро-, малого и среднего бизнеса из разных регионов России. Среди респондентов — владельцы компаний из сферы торговли (34%), услуг (14%), строительства (10%), развлечений (5%), производства товаров (8%), логистики (4%), IT и информационных технологий (5%), общепита (3%) и других отраслей. Возраст респондентов — от 18 до 64 лет, 53% опрошенных — мужчины, 47% — женщины. Микробизнес составил 20%, малое предприятие — 71%, среднее предприятие — 9%.