К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пробег в стагнацию: вторичный авторынок в России может сократиться до 5,3 млн штук

Фото Александра Манзюка / ТАСС
Фото Александра Манзюка / ТАСС
Российский рынок автомобилей с пробегом в марте упал на 10,7% в годовом выражении. Дилеры жалуются на высокую ключевую ставку, что сделало недоступными автокредиты, а также на «обнищание рынка» в плане предложения — автомобилей корейских, европейских и японских производителей в хорошем состоянии не осталось. Прогнозы экспертов неутешительны: вторичный рынок по итогам года может сократиться на 12%, до 5,3 млн штук

В марте россияне приобрели 448 266 легковых автомобилей с пробегом, что на 12,9% больше, чем месяцем ранее, но на 10,7% меньше, чем в марте 2024 года. Такую статистику Forbes предоставили в аналитическом агентстве «Автостат». Что касается итогов I квартала 2025 года, то за это время россияне стали обладателями 1,26 легковых автомобилей с пробегом. Это на 3,2% больше, чем за три месяца прошлого года. Из всех первых трех месяцев 2025-го продажи в плюсе год к году были лишь в январе, когда в России было куплено чуть более 420 000 подержанных легковых машин, что было на 29,4% больше, чем за тот же месяц прошлого года. В феврале продажи стали на 5,5% меньше, чем месяцем ранее (397 100), и на 0,6% ниже год к году.

В марочной структуре у вторичного рынка изменений нет. Лидерство традиционно у российской Lada — в марте было куплено 121 287 таких подержанных машин (-1,5% год к году). Второе место сохраняет японская Toyota, показатель которой составил 43 590 единиц (-16%). Далее следуют корейские бренды Kia — 23 803 и Hyundai — 23 297 штук (-18,9% и -16,7% соответственно). Замыкает топ-5 японский Nissan (19 332 штук и -18,4%).

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«В первой десятке все марки показывают двузначный рост по отношению к уровню месячной давности, а в годовом сравнении — падение, — отмечается в сообщении «Автостата». — И тут особо стоит отметить Volkswagen, который за месяц прибавил меньше других (+9%), а за год просел сильнее всех (-20%). Кроме него, выделяются Honda и Lada: если японский бренд демонстрирует наилучшую динамику при месячном сравнении (+15,6%), то российский имеет наименьшее снижение в годовом (-1,5%)». Самой популярной моделью с пробегом стал седан Lada 2107, продажи которого в марте составили 11 832 штуки. На второй строчке рейтинга «Автостата» хетчбэк Lada 2114 «Самара-2» — 9707 экземпляров. В пятерку лидеров вторичного рынка по итогам марта с практически равными результатами попали еще Hyundai Solaris, LADA 4x4 / Niva Legend и Kia Rio — все примерно по 8400 штук.

 

Хуже, чем кажется

В I квартале 2025 года рынок автомобилей с пробегом находился под значительным давлением и ситуация с продажами на нем гораздо хуже, нежели говорят аналитики, констатируют дилеры. По итогам марта 2025 года, компания «Рольф», крупный продавец автомобилей с пробегом, реализовала 2498 автомобилей с пробегом, что почти на 62% меньше результата марта 2024 года (6566 штук). Всего за I квартал 2025-го компания продала 8694 автомобиля против 16  445 за тот же период годом ранее — снижение составило 47%, сообщили Forbes в компании.

«На первый взгляд, эти показатели могут выглядеть контрастно на фоне положительной рыночной динамики, которую демонстрируют данные «Автостата», — говорит руководитель направления автомобилей с пробегом «Рольф» Вадим Черноусов. — Однако противоречия здесь нет: по статистике, более 75% всех сделок на вторичном рынке совершается между частными лицами, лишь оставшиеся 25% проходят через дилерские каналы».

 

«Продажи авто с пробегом у АГ «Авилон» в марте остались на уровне прошлого года, но в I квартале 2025-го автомобилей с пробегом удалось продать на 20% больше — 2166 штук», — сообщил Forbes замгенерального директора автомобильной группы «Авилон» по направлению автомобилей с пробегом Роман Титов. Рост продаж он поясняет полнотой стоков, а также крупными корпоративными продажами в I квартале. «Часть покупателей психологически адаптировалась к выросшим кредитным ставкам (30-33% годовых), к тому же на укрепление рубля вызвало оптимистические потребительские настроения, связанные с ожиданием снижения цен на новые автомобили, что привело к формированию отложенного спроса среди потребителей», — сказал он. 

Дефицит и ожидания

Что же мешает рынку? «На вторичном рынке — стагнация, — констатирует начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. — Если ранее он развивался в том числе за счет автокредитов, то сейчас их на покупку подержанных машин выдается крайне мало. К тому же рынок обнищал в плане хороших машин в самом популярном ценовом диапазоне до 1 млн рублей».

«На рынке наблюдается снижение покупательской активности, несмотря на сезонные факторы, — соглашается директор департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Андрей Гришаков. — Экономическая ситуация все еще сложна, наполнение рынка ходовыми автомобилями трех-пяти лет с минимальными пробегами практически отсутствует, что привело к дефициту».

 

На рынок оказывают влияние два фактора, считает Черноусов из «Рольфа», одним из которых является ключевая ставка, которая остается на крайне высоком уровне, что существенно сокращает доступность автокредитования. «Обратная сторона высокой ключевой ставки — сейчас выгоднее сберегать средства, храня их на депозите, — добавляет он. — Банки предлагают хорошие условия и, конечно, люди сейчас больше настроены на сохранение средств, чем на большие траты». В качестве второго фактора Черноусов называет слухи о скором возвращении популярных в России японских и корейских брендов.

Корейские крупные компании планируют вернуться на российский рынок после снятия санкций, особенно на фоне тарифного давления со стороны США, это касается и автомобильного концерна Hyundai Motor, в который входят бренды Hyundai и Kia, сообщало издание The Korea Times. По словам Черноусова, несмотря на «мифичность» данных сообщений, покупатели им поверили. «Люди, которые собирались купить машину, взяли паузу в ожидании, пока в Россию вернутся привычные «старые» бренды, — говорит он. — Соответственно, рынок недосчитался существенной доли покупателей».

Автомобильному рынку может помочь снижение ключевой ставки ЦБ или субсидирование автокредитования, уменьшение ставок утилизационного сбора, снижение таможенных платежей на сегменты автомобилей с пробегом, которые испытывают дефицит, перечисляет директор департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Андрей Гришаков. «Ситуация со спросом при неизменных параметрах может измениться только во втором полугодии в лучшую сторону из-за формирования отложенного спроса», — уточняет он.

Другие собеседники Forbes усомнились в вероятности такого сценария. «В лучшем случае вторичный рынок в нынешнем году сможет достичь уровня 2024 года, то есть объем продаж автомобилей с пробегом не превысит 6 млн штук, а в худшем — снизится на 11-12%, до 5,3 млн штук», — прогнозирует Топтун из «Автостата». 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+