РБК рассказал о покупке «Магнитом» контроля в сети «Азбука вкуса»
«Магнит» договорился о приобретении контроля в сети «Азбука вкуса», выяснил РБК. Покупка может обойтись ретейлеру в сумму от 30 млрд до 35 млрд рублей, оценили эксперты. На сеть претендовала «Севергрупп» Мордашова, но владельцы предпочли предложение «Магнита», рассказали собеседники издания
Основанный Сергеем Галицким «Магнит» договорился о приобретении контрольной доли в бизнесе «Азбуки вкуса» (операционная компания — ООО «Городской супермаркет»), пишет РБК со ссылкой на трех собеседников, знакомых с переговорами о сделке. В нее, по словам источников издания, вошли магазины в Москве и Санкт-Петербурге, пять фабрик-кухонь в этих городах и три распределительных центра. В «Магните» и «Азбуке вкуса» от комментариев отказались.
Большинство магазинов «Азбуки вкуса» работает в Москве, сеть представлена в Московской области и в Санкт-Петербурге. Всего у компании 170 магазинов, большая часть — супермаркеты под брендом «Азбука вкуса», также минимаркеты «АB Daily». Торговая сеть также развивает интернет-магазин и собственное производство продуктов и полуфабрикатов. Помимо фабрик-кухонь, у компании есть кофейный цех.
В феврале 2025 года «Севергрупп» Алексея Мордашова (управляет сетью «Лента») вела переговоры о покупке «Азбуки вкуса», владельцы ретейлера рассчитывали выручить от продажи около 40 млрд рублей, писали «Ведомости». Условия, которые предложил «Магнит», оказались для владельцев «Азбуки вкуса» более «комфортными», чем предложение «Севергрупп», отметил один из собеседников РБК, близкий к одной из сторон сделки. По оценкам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова и исполнительного директора Департамента анализа финансовых рынков Газпромбанка Марата Ибрагимова, стоимость контрольного пакета «Азбуки вкуса» — от 30 млрд до 35 млрд рублей.
Глава «INFOLine-Аналитики» в своей оценке исходил из выручки ретейлера на уровне 100 млрд рублей по итогам 2024 года, а Ибрагимов — из расчета 3.5х EV/EBITDA (отношение стоимости компании к прибыли до вычета расходов), то есть стоимость сделки могла составить около 35 млрд рублей. «Это очень привлекательная цена. Особенно с учетом того, что публичные аналоги торгуются на своих исторических минимумах», — сказал Ибрагимов. «Через сделку с «Азбукой вкуса» «Магнит» существенно усилит свои рыночные позиции в Москве и частично в Петербурге», — полагает он.
До 2018 года основным владельцем сети «Магнит» был ее основатель — Сергей Галицкий. Основной акционер ретейлера с 2021 года — Marathon Group. Он был основана в 2017 году бывшим президентом A1 и зятем главы МИДа Сергея Лаврова Александром Винокуровым совместно с другим выходцем из этой компании Сергеем Захаровым. «Магнит» в 2021 году выкупил группу «Дикси», в 2023 году — маркетплейс KazanExpress (на его базе работает «Магнит Маркет»), в 2024 году — крупнейшую на Дальнем Востоке сеть «Самбери». По итогам 2024 года, «Магнит» занимает 13,2% российского розничного рынка (у X5 — 15,6%).
Сеть «Азбука вкуса» основали в 1997 году бизнесмены Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин; Верещагин и Трыкин вышли из бизнеса в 2012 году. Среди акционеров «Азбуки вкуса» были экс-владельцы Экспобанка Андрей Вдовин, Кирилл Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро (приобрели 30% акций в 2008 году); Invest AG совладельцев Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова и основанная Романом Абрамовичем Millhouse (в 2016 году получили 34% акций). В начале 2024 года после выхода из бизнеса Абрамова и Фролова акционером и инвестором компании стало АО «Бавэро Групп» из Перми.