К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый бизнес стали чаще регистрировать в регионах и реже в Москве


В I квартале число регистраций бизнеса в российских регионах росло быстрее, чем в прошлом году, в то время как в Москве показатель снизился год к году, говорится в исследовании банка «Точка». Аналитики объясняют это несколькими причинами, в том числе повышенной активностью в столице в прошлом году, высокой конкуренцией в Москве и переходом на удаленку

В I квартале 2025 года число регистраций компаний в российских регионах росло быстрее, чем в прошлом году, в то время как в Москве показатель, наоборот, снизился, говорится в исследовании малого и среднего бизнеса, проведенном банком «Точка», с его результатами ознакомился Forbes.

Сильнее всего число регистраций в I квартале 2025-го выросло в республиках Поволжья и Северного Кавказа — Марий Эл, Осетии, Чувашии, Дагестане и Чечне. Рекордсменом стала Марий Эл — там за квартал было зарегистрировано более 1350 новых компаний, рост год к году составил 25,2%, подсчитали в «Точке» на основе данных из реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

В Москве, напротив, количество регистраций снизилось почти на треть (28,4%) — с 45 338 в I квартале 2024 года до 35 310 в I квартале 2025-го.

Аналитики «Точки» объясняют это несколькими причинами. Во-первых, в начале 2024 года в Москве была зафиксирована повышенная активность на фоне восстановительного роста и запуска ранее отложенных проектов. «По сравнению с этим пиком показатели 2025 года выглядят сдержаннее», — отмечают аналитики «Точки».

 

Во-вторых, в Москве высококонкурентная и сложная для старта бизнес-среда, из-за этого предприниматели предпочитают регионы, где рынок менее насыщенный, стартовые издержки ниже, а меры поддержки более заметны. Третий фактор связан с переходом на удаленную работу — из-за этого регистрация бизнеса в столице становится менее необходимой, особенно в секторах, где физическое присутствие не обязательно, рассказали в «Точке».

Всего в конце марта в ЕГРЮЛ и ЕГРИП было зарегистрировано 4 624 765 индивидуальных предпринимателей и 3 214 307 юрлиц. В реестре субъектов МСП было 6 665 321 предприятие, из которых почти 6,42 млн — микробизнес, 225 000 — малый бизнес, 20 900 — средний.

 

Аналитики банка указывают и на другие «приметы нового экономического сезона», в частности на всплеск интереса к B2B-услугам аналитики. Он связан с растущей потребностью бизнеса и госсектора в аутсорсинге — компании все чаще передают непрофильные задачи на сторону, это позволяет оптимизировать затраты и сосредоточиться на ключевых направлениях деятельности, отметили в «Точке».

Кроме того, в условиях высокой неопределенности предприниматели охотно запускают именно сервисные проекты — они требуют меньших вложений, быстро масштабируются и востребованы в разных отраслях.

Отрасль, в которой наиболее динамично растет оборот, — это выращивание рассады, сообщили в «Точке». Аналитики связывают это с рыночным спросом, на который повлияло продление ограничений на ввоз семян сельхозкультур из «недружественных» стран до конца 2025 года и меры господдержки.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+