Зарядные хабы для электромобилей могут получить субсидии Минпромторга
Минпромторг может включить зарядные хабы в новую программу субсидирования электрозарядных станций (ЭЗС), сообщил источник «Коммерсанта». При этом операторы ЭЗС жалуются на низкую загрузку уже установленных станций из-за медленного роста парка электромобилей в стране
Минпромторг может включить зарядные хабы в новую программу субсидирования электрозарядных станций (ЭЗС), сообщил «Коммерсанту» источник, знакомый с обсуждением. Это касается площадок с несколькими зарядными станциями, каждая из которых сможет рассчитывать на субсидию. Механизм поддержки хабов с более мощными силовыми модулями прорабатывает и ВЭБ.РФ.
В Минпромторге подтвердили, что поддержка создания зарядных хабов в виде единых комплексов с вынесенным блоком силовых модулей обсуждается. Но отметили, что в базовом инструменте развития соответствующей инфраструктуры речь идет о поддержке только отдельно стоящих станций. В ВЭБ.РФ отметили, что рассматривают проекты создания зарядной инфраструктуры.
Прошлая программа субсидирования установки ЭЗС действовала с 2022 по 2024 год. По ней размер субсидии достигал 60% от стоимости станции, еще 60% приходилось на технологическое присоединение. При этом они не могли превышать 1,86 млн рублей и 0,9 млн рублей соответственно.
При этом операторы ЭЗС жалуются на низкую загрузку уже установленных станций. В «Россетях» загрузка ЭЗС не превышает 2−4%, сообщил представитель компании. В «АтомЭнерго» отметили, что если не стимулировать спрос на электромобили, то даже самая развитая сеть зарядных станций окажется неэффективной. Объем необходимого субсидирования для хабов, уточнили там, должен быть не менее 80% от стоимости проекта.
Председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) Армен Сафарян рассказал, что «зарядный хаб» представляет собой площадку, на которой можно одновременно осуществить зарядку большего количества электротранспорта.
Йоханнес-Корнелиус Ростовский из «Эйлер — аналитические технологии» отметил, что хабы требуют подключения к электросетям высокой мощности и это грозит перегрузкой энергосистемам. При таком маленьком парке, падающих продажах электромобилей и уже имеющейся низкой загрузке ЭЗС есть существенные риски, подчеркнул он.
По данным «Автостата», продажи новых электромобилей в первом квартале 2025 года упали на 69% год к году, за три месяца в стране было продано всего 1850 штук. По состоянию на 1 января 2025 года в России было 59 600 электромобилей — 0,12% от всего парка легковых машин.