АКОРТ предложила обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров
Ретейлеры предложили Госдуме обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и исключить из закона о платформенной экономике разрешение на дистанционную продажу алкоголя и табака по биометрии. В правительстве считают, что нынешняя редакция законопроекта об онлайн-платформах уже учитывает интересы бизнеса
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила письмо главе комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину с предложением обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и исключить из закона о платформенной экономике положение, разрешающее дистанционную продажу алкоголя и табака по биометрии. Обращение подписано председателем президиума объединения Станиславом Богдановым, сообщили «Ведомости».
Ретейлеры указали, что маркетплейсы могли бы проверять маркировку товаров, которые проходят через их инфраструктуру (склады, сортировочные центры или пункты выдачи), для защиты потребителей и снижения риска оборота нелегальной продукции. На данный момент у недобросовестных продавцов остаются лазейки, в том числе в категориях продуктов питания, детских товаров и БАДов.
АКОРТ также просит ГД исключить из закона о платформенной экономике положение, которое фактически разрешает продавать спиртное и табачные изделия онлайн, если покупатель верифицировался через Единую биометрическую систему (ЕБС). Объединение отметило, что это нарушает закон об обороте подакцизных товаров. «Биометрия — это современный инструмент, но применительно к подакцизным товарам остаются серьезные риски нарушений», — считает Богданов.
Кроме того, ретейлеры попросили распространить на онлайн-платформы действие закона «О торговле» в части продажи продуктов питания. Согласно положению, торговые сети не могут принимать для реализации продовольствие по посредническим договорам, они обязаны выкупать товары у поставщиков. Маркетплейсы это требование не затрагивает. Также АКОРТ предложила снять ограничения на оказание посреднических услуг с онлайн-платформ, входящих в одну группу с торговыми сетями, и ввести ограничение на скидки.
Представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко, который курирует разработку законопроекта о платформенной экономике, заявил, что документ отражает баланс интересов маркетплейсов и омникальной розницы. Проект закона разрабатывался с участием и ретейлеров, и платформ, подчеркнул он.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что маркетплейсы не могут проверять маркировку всех товаров — некоторые из них не проходят через инфраструктуру платформ, а доставляются продавцом в уже упакованном виде. Вскрыть такой заказ для проверки маркировки нельзя, так как товар может быть поврежден, а покупатель получит его в ненадлежащем виде.
Управляющий партнер Legal Eagles Армен Серобян добавил, что нынешняя редакция законопроекта о платформенной экономике противоречит законам в части о реализации алкоголя и табака. «ЕБС не может быть единственным способом контроля возраста», – считает он. Бурмистров отметил, что отказ от биометрии логичен, так как внедрение системы будет затратным для бизнеса, однако в этом случае нужно предусмотреть альтернативные способы идентификации.
АКОРТ ранее уже просила правительство ввести дополнительные ограничения для маркетплейсов, в частности ограничить их возможность самостоятельно устанавливать скидки на товары. Ретейлеры отмечали, что уменьшение стоимости достигает 30-50%, чего не может себе позволить традиционная розница. Это может привести к «закрытию мелкого и среднего офлайн-ретейла», предупреждали в ассоциации.