К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Потери авиакомпаний из-за сбоев в расписании оценили до 20 млрд рублей в сутки


Отмены и задержки рейсов 5–6 июля могли обойтись авиакомпаниям в сумму около 20 млрд рублей в сутки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на оценки экспертов и авиаперевозчиков. Чрезвычайные ситуации в авиасообщении должны отрабатываться по принципу одного окна с четким регламентом, считают в пассажирских ассоциациях. Эксперты полагают, что аэропорты за счет авиакомпаний должны обеспечивать размещение и питание пассажиров, а небольшим авиакомпаниям требуется господдержка

Коллапс в авиасообщении 5–6 июля может стоить российским авиакомпаниям около 20 млрд рублей в сутки, подсчитали опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты и собеседники в авиаперевозчиках. Эти оценки сделаны с учетом ситуации за выходные в аэропортах Шереметьево, Пулково и Стригино (Нижний Новгород). Оценок по другим аэропортам, где вводились ограничения, а также консолидированных данных по стране пока нет, отмечает издание. 

В Минтрансе, Росавиации, крупных аэропортах и опрошенных авиакомпаниях от дополнительных комментариев воздержались. 5 июля в перечисленных аэропортах, по данным Минтранса, отменили более 250 рейсов, задержали свыше 270. По состоянию на 18:00 мск 6 июля в Шереметьево, Пулково и Стригино отменили 171, 90 и 26 рейсов, задержали более чем на два часа 56, 37 и 13 рейсов соответственно. 

По подсчетам основателя сервиса RunAvia Андрея Патракова, от отмены рейса Boeing 737–800 на 158 пассажиров (20 мест бизнес-класса и 138 мест эконом у «Аэрофлота») авиакомпания может потерять 15–23 млн рублей в зависимости от направления. Эти расчеты учитывают издержки авиакомпании на аэропортовые услуги по усредненным тарифам, расходы на работу экипажей и топливо, а также недополученную выручку. То есть отмена рейсов в трех воздушных гаванях только в первые сутки ограничений обошлась примерно в 3,9–5,9 млрд рублей. 

 

Собеседники газеты в двух крупных авиакомпаниях подтвердили корректность расчетов. Уход одного самолета на запасной аэродром обходится в среднем в 1,5–2 млн рублей на четыре часа, добавил источник в еще одной авиакомпании. По оценке Патракова, стоимость задержки рейса того же Boeing 737–800 (более 15 минут) — около 1,5 млн рублей без учета расходов на обслуживание пассажиров. За сутки дополнительные издержки авиакомпаний в связи с веерными ограничениями полетов по всей стране могут составлять в среднем 20 млрд рублей, оценил эксперт компании EXPO.UAV Дмитрий Дацыков.

По словам эксперта, для корректной оценки ущерба нужно учитывать убытки пассажиров, которые не успевают на стыковочные рейсы и в финальные точки назначения, убытки сервисов такси и иных смежных сфер. Размер таких непрямых убытков только по трем регионам может составлять еще несколько десятков миллиардов, считает Дацыков. В двух пассажирских ассоциациях — «Союзе пассажиров» и Общероссийском объединении пассажиров (ООП) — посчитали необходимым: 

 
  • скорректировать Федеральные авиационные правила (ФАП-82) и создать регламент для аэропортов и перевозчиков на случай ЧС, работающий по принципу единого окна для пассажиров; 
  • создать отдельные инструкции для аэропортов, где не работают представители конкретных авиакомпаний, и для случаев, когда авиакомпания улетает на запасной аэродром; 
  • разработать инструкцию с описанием механизма автоматизированного возврата билетов, в том числе по невозвратным тарифам;
  • конкретизировать требования по обслуживанию пассажиров — ФАП-82 не содержат четких требований к питанию и обычно перевозчики предоставляют его самый недорогой вариант;
  • обязанность по размещению в гостиницах (за счет авиакомпаний) перенести на аэропорты; 
  • предусмотреть для небольших авиакомпаний налоговые льготы или иные меры косвенной господдержки во избежание банкротств;
  • за отработку сбоев по одному стандарту должен отвечать Единый оперативный штаб.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+