К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нефти много не бывает: почему решение о росте добычи в ОПЕК+ не привело к обвалу цен

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Восемь стран альянса ОПЕК+ объявили о повышении объемов добычи нефти на август, более серьезном, чем ожидалось. Но рынок на это решение практически не отреагировал. Чем вызваны действия ОПЕК+ и какие они могут иметь последствия, разбирался Forbes

Восемь стран ОПЕК+ — Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман — 5 июля приняли решение увеличить добычу нефти в августе на 548 000 баррелей в сутки (б/с), что значительно больше ожидаемых 411 000 б/с, объема, который ранее был утвержден альянсом на май, июнь и июль. По сообщению секретариата ОПЕК, эта мера основана на «стабильных перспективах мировой экономики и текущих здоровых рыночных показателях, что нашло отражение в низких запасах нефти». Кроме того, говорится в сообщении, принятое решение позволит продолжать поддерживать стабильность рынка нефти и даст некоторым странам ОПЕК+ возможность ускорить компенсацию предыдущего превышения квот.

Фьючерсы на эталонный сорт нефти Brent на бирже ICE и на американский сорт WTI в понедельник, 7 июля, сначала снизились на доли процента c уровней закрытия торгов в пятницу примерно до $68 и $66 за баррель соответственно, но затем вновь пошли вверх.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Слабое утешение 

Квота России выросла с 8,978 млн б/с в марте 2025 года до 9,344 млн б/с в августе 2025 года, отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. «Рост добычи позволит частично нивелировать риски сокращения нефтегазовых доходов бюджета, с учетом того, что системообразующий налог — НДПИ на нефть — рассчитывается исходя из объема извлекаемого из недр сырья», — полагает он.

 

С Терешкиным не согласны другие эксперты. Для России решение ОПЕК+ означает, что быстрого роста цен ждать не стоит, поэтому валютная выручка от экспорта нефти останется слабой, полагает руководитель направления по развитию бизнеса компании «Прайм Брокерский Сервис» Евгений Бабошкин. По его словам, российский сорт нефти Urals сейчас продается примерно на $5-10 дешевле Brent, а удлиненные маршруты и подорожавший фрахт повышают затраты на доставку. «Для российских нефтяных компаний и бюджета с точки зрения нефтегазовых доходов сейчас большая проблема не уровень цен на нефть, а крепкий рубль, который снижает доходы экспортеров», — отмечает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Немного виртуальный рост

Рынок слабо отреагировал на решение повысить квоты на 548 000 б/с, а не на 411 000 б/с, констатируют эксперты. Повышение добычи связано с последствиями конфликта вокруг Ирана, когда цены временно поднялись, что позволило альянсу еще сильнее смягчить условия восстановления добычи, не обрушив при этом рынок, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Терешкин из Open Oil Market. «Это вполне рационально: лучше пойти на смягчение квот сейчас, когда на рынок влияет геополитика, чем это делать потом, когда воздействие международных конфликтов будет ослабевать», — говорит он. 

 

«411 000 б/с или 548 000 б/с — не слишком большая разница для глобального рынка, поэтому новость о новом увеличении добычи значимого влияния на него не оказала», — добавляет Скрябин из «Альфа-Капитала». По его словам, ОПЕК+ продолжает прилагать усилия для восстановления потерянной за время действия ограничений рыночной доли. «Текущий уровень цен в $68 за баррель вполне комфортен для продолжения наращивания добычи, — говорит он. — Более того, риск глобального замедления экономик из-за тарифных войн Трампа, похоже, снизился за последние месяцы».

Решение ОПЕК+ можно расценивать как смелый стратегический шаг, направленный на отвоевание снижающейся доли рынка альянса из-за рекордной добычи в США, говорит руководитель аналитического центра Mind Money Игорь Исаев. По его словам, ОПЕК+, понемногу увеличивая поставки на рынок, пытается оказать давление на не входящих в него производителей, в частности американских, которые добывают сланцевую нефть, отличающуюся высокой себестоимостью. При этом цены на нефть держатся стабильно, поскольку рынок уже заложил в стоимость ожидаемое увеличение добычи, полагает Исаев.

Есть и иные факторы, которые в предыдущие повышения квот не были очевидны для рынка, отмечают собеседники Forbes. «С одной стороны, может показаться, что ОПЕК+ разгоняет скорость снятия дополнительных добровольных ограничений, стремясь выйти в ноль на год раньше, чем планировалось, уже к сентябрю 2025 года, — рассуждает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. — Но рынок смотрит не только на заявления, но и на реальное выполнение странами ОПЕК+ своих же обещаний». По его словам, с одной стороны, ОПЕК+ постепенно снимает ограничения, а с другой — настаивает на том, чтобы страны, превысившие взятые обязательства по снижению добычи, их компенсировали. «Здесь работают два тренда, не взаимоисключающих, а отчасти компенсирующих друг друга, — считает Громов. — В этой ситуации очень наглядно выглядит картина июня, на который ОПЕК+ согласовала увеличение добычи на 411 000 б/с, а по факту можно оценить увеличение добычи странами ОПЕК+ лишь на 270 000 б/с. В частности, Ирак в июне фактически не нарастил добычу. Таким образом, две взаимодополняющие тенденции привели к тому, что реальная добыча странами ОПЕК+ оказывается меньше заявленной. И конечно же, рынок видит, что на самом деле восстановление добычи идет не такими темпами, какие заявляются странами ОПЕК+».

 

Кроме того, по словам Громова, наращивание добычи направлено на то, чтобы обеспечить единство участников альянса с тем, чтобы ни у одной страны не возникло искушения из него выйти. «То есть ОПЕК+ говорит: «Смотрите, мы все краны ослабляем, но при этом будьте дисциплинированными и соблюдайте предыдущие договоренности, которые вы сами с нами согласовали», — говорит он. ОПЕК+ прекрасно понимает, что нарушители квот полностью свои долги не выбрали, но будут это делать постепенно, поскольку альянс предоставляет им такую возможность, отмечает эксперт. В результате, считает Громов, и по итогам июля совокупная добыча альянса может опять оказаться меньше согласованной, на что рынок, естественно, реагирует.

Еще одна причина сдержанной реакции рынка — слабый доллар, говорит Громов. «За шесть месяцев 2025 года индекс доллара (DXY) по отношению к шести основным валютам, которые определяют позиционирование доллара как мировой резервной валюты, обвалился на 10%, — отмечает он. — Поскольку нефтяные котировки выставляются в долларах, то слабый доллар в дополнение к недостаточному реальному увеличению добычи нефти странами ОПЕК+ не позволил мировым ценам на нефть как-то значимо отреагировать на последнее решение альянса».

Что будет с ценами

Страны ОПЕК+ пользуются рыночным «окном возможности» для того, чтобы закрыть тему дополнительных добровольных ограничений, оставив базовые квоты, об изменении которых пока еще речь не идет, и одновременно не допустить обрушения цен, отмечает Громов. «Предполагаю, что и в дальнейшем, как минимум до осени, какого-то значимого обвала нефтяных цен не случится», — говорит он.

Дальнейшие перспективы нефтяного рынка будут определяться как действиями ОПЕК+, так и геополитикой, перспективами мировой экономики, считает Скрябин из «Альфа-Капитала». По его словам, текущий уровень цен, близкий к $70 за баррель, пока видится как устойчивый. 

С апреля 2025 года восемь ведущих стран ОПЕК повысили добычу на 1,92 млн б/с, поэтому логично ожидать, что в сентябре планка добычи будет увеличена еще, как минимум на 274 000 б/с, и, в результате альянс выйдет из дополнительных квот на 2,2 млн б/с, полагает Терешкин из Open Oil Market. «В результате цены Brent закрепятся вблизи отметки $65 за баррель», — полагает он.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+