Правительство может запретить допуск в российские морские порты судов старше 40 лет
Правительство обсуждает меры по сокращению «ветхого» флота, предложенные ОСК. Они, в частности, предусматривают с 1 января 2030 года запрет допуска в российские морские порты судов старше 40 лет. И со всех судов старше 30 лет предлагается взимать повышенные портовые сборы, в том числе экологические
Правительство обсуждает меры по сокращению «ветхого» флота, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы к совещанию у первого вице-премьера Дениса Мантурова и вице-премьера Виталия Савельева. Эти меры были предложены весной Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
Они предусматривают с 1 января 2030 года запрет допуска в российские морские порты судов старше 40 лет. От российских судов возрастом от 30 лет предложено требовать результаты ежегодного освидетельствования на соответствие требованиям безопасности мореплавания и судоходства. А от иностранных — предъявления аналогичного свидетельства, выданного уполномоченной российской организацией.
Кроме того, со всех судов старше 30 лет предлагается взимать повышенные портовые сборы, в том числе экологические. Ввести минимальные суммы страхования и иного финансового обеспечения гражданской ответственности судовладельцев в том числе за экологический ущерб и повреждение инфраструктуры портов. Минтранс предлагается наделить полномочиями формировать реестр российских и иностранных страховых компаний с правом страховать судовладельцев. И суда, не имеющие страхового покрытия от таких компаний, в российские порты не пускать. Ответственность за соответствие требованиям безопасности мореплавания и судоходства и защиты окружающей среды судов, принимаемых на терминалах, предлагается возложить на операторов этих терминалов и грузовладельцев.
Также предлагается в федеральном бюджете 2026–2028 годов выделить ОСК 197 млрд рублей для финансирования льготного лизинга судов. И создать механизм стимулирования утилизации старых судов и льготных условий финансирования (не более 3% годовых в рублях) на приобретение гражданских судов.
В марте председатель совета директоров ОСК и глава ВТБ Андрей Костин обратился к Владимиру Путину с просьбой «ограничить использование «ветхого» флота и масштабировать программу поддержки спроса, учитывающую платежеспособность заказчиков». Путин 25 марта в резолюции обратился к Денису Мантурову и Виталию Савельеву: «По вагонам решили в свое время. А здесь?» По итогам совещания под председательством последних 6 августа правительство сообщило, что поручено сформировать и выверить совместно с грузоотправителями реестр судов, попадающих под списание и требующих замены, и исходя из этого объема сформировать предложения по продлению и расширению программы льготного лизинга гражданских судов.
В материалах к обсуждению косвенно указывается на то, что речь идет в первую очередь о флоте речного и смешанного (река-море) плавания, так как средний возраст гражданских судов этого сегмента в России превышает 40 лет. А возраст более 80% речного флота и 59% судов класса «река-море» превышает 30 лет.
Обсуждение старения российского флота возобновилось после того, как 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Вместе они перевозили почти 9200 т топлива. По данным МЧС, при крушении один человек погиб, остальные 26 членов экипажей двух танкеров были эвакуированы. Но в Черное море, по оценке Минтранса, попало почти 2400 т, а по оценке Минприроды — около 4000 т мазута. Его часть вынесло на берег Краснодарского края, в регионе ввели режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.
