WSJ узнала об обсуждении Exxon и «Роснефтью» перезапуска партнерства в «Сахалине-1»
ExxonMobil и «Роснефть» обсуждали возможность возобновления работы над проектом «Сахалин-1» в случае одобрения этого решения правительствами двух стран в рамках мирного урегулирования на Украине, выяснила WSJ. Гендиректор ExxonMobil Вудс заручился поддержкой Трампа на случай возвращения в Россию, пишет газета. Контакты топ-менеджеров энергетических компаний двух стран активизировались после инаугурации Трампа, рассказали ее источники
Высокопоставленные представители ExxonMobil в 2025 году обсуждали с руководством «Роснефти» план возобновления добычи нефти и газа на месторождениях сахалинского шельфа, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров. По словам собеседников газеты, возвращение ExxonMobil в проект «Сахалин-1» возможно, если правительства обеих стран дадут на это добро в рамках процесса мирного урегулирования на Украине.
Уровень конфиденциальности переговоров был настолько высоким, что лишь несколько человек в Exxon знали о них. Со стороны американской компании их вел старший вице-президент Нил Чепмен. Параллельно с этим руководство Exxon обратилось к правительству США с просьбой о поддержке в случае возвращения компании в Россию и получило положительный ответ, сообщил изданию высокопоставленный представитель Белого дома.
Генеральный директор американской компании Даррен Вудс в последние недели обсуждал возможное возвращение Exxon в Россию с Дональдом Трампом в Белом доме. Exxon до ухода из России управляла проектом «Сахалин-1» и владела 30% акций наряду с «Роснефтью», а также японскими и индийскими компаниями, которые до сих пор участвуют в проекте. Переговоры между Exxon и «Роснефтью» о перезапуске партнерства активизировались после инаугурации Трампа в январе 2025 года.
Ряд источников газеты рассказал, что Чепмен из Exxon встретился с генеральным директором «Роснефти» Игорем Сечиным в столице Катара Дохе. Сечин находится под блокирующими санкциями США, то есть американцам запрещено иметь с ним дело без лицензии Министерства финансов Соединенных Штатов, которую получила Exxon. Суверенный фонд благосостояния Катара владеет долей в «Роснефти».
Ранее агентство Reuters сообщило, что в августе представители правительств США и России обсуждали энергетические сделки, в том числе возможное возвращение Exxon. Экспорт с Сахалина в основном идет азиатским партнерам, которые продолжают покупать российскую нефть в отличие от европейских компаний, которые отказались от нее.
Владимир Путин устранил одно из препятствий на пути возвращения Exxon в Россию 15 августа, когда состоялась встреча с президентом США на Аляске. Он подписал указ, разрешающий иностранным компаниям владеть акциями российской компании, которая занимается разработкой проекта «Сахалин-1» с момента ухода Exxon. Условия включают в себя предоставление зарубежного оборудования и запасных частей, а также лоббирование отмены санкций.
По словам некоторых источников WSJ, Exxon поддерживала связи с «Роснефтью» после ухода из России. Когда Exxon ушла, на долю «Сахалина-1» приходилось около 3% ее добычи нефти. Американская компания также сотрудничала с «Роснефтью» в разработке запасов природного газа для экспорта в сжиженном виде.
«Роснефть» надеется извлечь выгоду из капитала, технологий и управленческого опыта Exxon, сообщил один из источников WSJ. ExxonMobil вышла из российского бизнеса в 2022 году, понеся убытки в размере $4,6 млрд. В том же году Путин своим указом перевел компанию — оператора проекта «Сахалин-1» в российскую юрисдикцию и конфисковал долю ExxonMobil в проекте (30%).
