К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Аналитики прогнозируют снижение выручки российских угольщиков на 12% в 2025 году


Выручка российской угольной отрасли в 2025 году упадет на 12% до 1,55 трлн рублей на фоне роста затрат производителей на логистику и снижения экспортных цен на твердое горючее, пишут «Ведомости» со ссылкой на NEFT Research. По данным аналитиков, мировые цены на уголь сейчас находятся на уровне кризисного 2020 года, а экспортная стоимость российского энергоугля упала вдвое относительно 2022 года. Вывоз энергетического угля из России стал убыточным по всем направлениям

Выручка российской угольной отрасли в 2025 году упадет на 12%, до 1,55 трлн рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на аналитику консалтинговой компании NEFT Research. По данным специалистов, добыча угля в стране стагнирует из-за снижающегося четвертый год подряд на фоне санкционного давления экспорта, а также ухудшения рыночных условий — слабеющего спроса и роста логистических и производственных издержек. В NEFT Research прогнозируют, что экспорт угля из России в этом году сократится на 3%, до 189 млн т, то есть до уровня прошлого года. В частности, поставки энергетического угля снизятся на 3% до 173 млн т, добыча — примерно на 1% до 436 млн т.

В исследовании говорится, что внутренние поставки частично компенсируют выпадающие экспортные объемы, однако количество угля, который остается на складах, остается высоким по сравнению со значениями последних лет: в 2025-м складские запасы составят 48 млн т, в 2024 году показатель был на уровне 49 млн т, в 2019–2023 годах — в среднем около 27 млн т. 

Аналитики добавили, что мировые цены на уголь упали до уровня 2020 года, а экспортная стоимость российского энергоугля — вдвое относительно 2022-го. Вкупе с отменой понижающих коэффициентов и плановыми индексациями тарифов РЖД это привело к подорожанию транспортировки твердого горючего на 20–30%. Таким образом, даже несмотря на снижение ставок перевалки в портах и оптимизацию себестоимости добычи, вывоз угля за рубеж стал убыточным по всем направлениям. В NEFT Research уточнили, что экспортный нетбэк при вывозе топлива через порты Дальнего Востока составил минус 434 рублей за т, в азовском порту Тамань — минус 1304 рубля за т, в Усть-Луге Ленинградской области — минус 1360 рубля за т. По мнению основателя аналитического агентства «Альфастат» Данила Токмина, такая ситуация сохранится как минимум до конца этого года. 

 

Специалисты отметили, что в сентябре 2025 года стоимость экспортного угля в порту Восточный в среднем составляет $83,3 за т, что на 11,5% меньше, чем в январе и на 22% меньше по сравнению с сентябрем прошлого года. Средняя стоимость топлива в порту Тамань упала на 23% в годовом выражении, до $70,3 за т, в Усть-Луге — на 28%, до $61,7 за т. С 2024 года нерентабельными для экспорта были 27% добычи угля в стране, в том числе 46% энергетического. Падение цен в этом году на 20–25% предполагает сокращение доли потенциально рентабельного экспорта с 73% до 30–40%, подчеркнули аналитики. 

В компании добавили, что цикл низких цен может продлиться еще два-три года на фоне замедления мирового спроса на уголь и роста самообеспечения в азиатских странах. Эксперты считают, что поддержать отрасль в таких условиях могло бы выравнивание маржинальности угольщиков, операторов полувагонов, РЖД и портовых операторов при экспорте угля, которая сейчас составляет минус 21%, минус 4%, 46% и 53% соответственно. Необходимое сокращение железнодорожных тарифов, по оценке NEFT Research, составляет 32%.

 

Эксперты, опрошенные газетой, отметили, что для улучшения маржинальности экспорта цены на уголь в портах Дальнего Востока должны увеличиться до $95–100 за т. Способствовать восстановлению рентабельности также могут ослабление рубля и снижение процентных ставок, подчеркнули аналитики.

В конце августа губернатор Кемеровской области Илья Середюк сообщил о закрытии 17 угольных предприятий региона на фоне кризиса в отрасли. Он отметил, что половина объектов законсервированы, их сотрудники перераспределены на другие предприятия холдингов, в состав которых входят закрывшиеся производства. В апреле этого года Середюк сообщал о приостановке работы девяти угледобывающих завода области. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+