Кабмин одобрил закон о минимальной эффективной ставке налога на прибыль для холдингов
Правительственная комиссия одобрила проект закона о минимальной эффективной ставке налога на прибыль для холдингов, который поможет избежать уплаты ими недостающей доли налогов за рубежом, пишут «Ведомости». Поправки частично внедряют в стране модельные правила международного налогообложения GloBE — ключевого компонента глобальной реформы Pillar II, к которой России «не дали присоединиться», отмечал ранее статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 22 сентября одобрила проект закона о поправках, устанавливающих минимальную эффективную ставку налога на прибыль в размере 15% для участников международных групп компаний (МГК), сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с результатами обсуждения и близкие к правительству. Ожидается, что документ будет рассмотрен на заседании кабинета министров в ближайшее время, нормы вступят в силу с 2026 года, но не ранее чем через месяц после их опубликования.
Газета пояснила, что поправки частично внедрят модельные правила международного налогообложения GloBE — ключевого компонента глобальной реформы Pillar II, к которой России «не дали присоединиться», сообщал ранее статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов. Новые правила будут действовать в отношении холдингов, подпадающих под ряд параметров: консолидированная выручка МГК должна быть выше суммы, эквивалентной €750 млн за каждый из двух предшествующих финансовых годов; минимальная эффективная ставка для каждого российского предприятия МГК должна быть меньше 15% (согласно законопроекту, 10% из них будут зачисляться в региональные бюджеты и 5% — в федеральный). Кроме того, изменения затронут холдинги, чьи материнские компании находятся за рубежом, или МГК, чьи материнская, промежуточная холдинговая или любая другая организация являются резидентами государств, присоединившихся к международной налоговой реформе и внедривших нормы модельного законодательства Pillar II. Введение в России модельных правил Pillar II позволит избежать перемещения прибыли международных групп в низконалоговые юрисдикции, пояснили «Ведомости».
Минфин сообщал, что намерен принять «контрмеры» в связи с началом действия Pillar II еще в конце 2024 года. Сазанов уточнял, что ведомство готово отреагировать, если выяснится, что в 2024 году бизнес заплатил налог с российской базы за рубежом. Замглавы ФНС Юлия Шепелева заявляла в октябре 2024-го, что полноценно внедрять GloBE в России пока нет смысла, так как из-за санкций государство вряд ли признают квалифицированной юрисдикцией.
Издание пояснило, что ключевой компонент реформы GloBE подразумевает, что входящие в состав МГК с годовым оборотом более €750 млн компании должны уплачивать налог на прибыль по минимальной эффективной ставке в 15% в каждой из стран своего присутствия. В соответствие с дополнительным правилом Undertaxed payment rule (UTPR) страны нахождения «дочек» таких холдингов могут добирать налог либо с базы материнской компании, если ее ставка составляет менее 15%, либо с них самих при том же условии. Правило применяется, если юрисдикция материнской компании не внедрила Income inclusion rule (IIR) — его основное правило гласит, что если у материнской компании эффективная ставка налога на прибыль равна или больше 15%, а в юрисдикции нахождения ее дочерних предприятий такая ставка (консолидированная, если их несколько) меньше этого порога, то первая юрисдикция может потребовать с холдинговой компании уплатить налог, недоплаченный дочерними структурами.
«Ведомости» отметили, что в прошлом году почти все страны, принимавшие участие в разработке Pillar II, приняли у себя модельное законодательство о минимальной ставке налога на прибыль в размере 15%. «Это значит, что, если мы не возьмем этот налог у себя по ставке 15%, его просто возьмут в другой стране. То есть мы предоставляем преференцию, компания платит по более низкой ставке у нас, чтобы потом доплатить этот налог в какой-то иностранной юрисдикции до уровня 15%. В чем тогда смысл нашей льготы?» — задавался вопросом Сазонов. Он также подчеркивал, что Минфин в своих поправках «следует принципам Pillar II о минимальном уровне налогообложения», но не интегрирует модельные правила в законодательство, потому что России «не дали присоединиться к конвенции о Pillar II».
Заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов отметил, что поправки о налогах МГК, инициированные Минфином, позволят актуализировать внутреннее законодательство и привлечь дополнительные средства в федеральный и региональный бюджеты. В то же время партнер Б1 Марина Белякова выделила существенное отличие российского варианта от правил в рамках Pillar II — расчет эффективной ставки консолидирован не по участникам МГК, представленным в России, а по отдельным компаниям. Это более консервативный подход, он может потребовать доплаты налога даже там, где иностранные государства в рамках Pillar II ее не ожидали бы, добавила эксперт. При этом, по мнению Беляковой, проект закона стимулирует группы российского бизнеса с зарубежными холдингами к возврату в страну, чтобы избежать возможных переплат налогов.
Менеджер налоговой практики «Тедо» Максим Купин рассказал газете, что, согласно текущей редакции поправок, материнские компании, которые редомицилировались в Россию и не были исключены из иностранного реестра, тоже будут вынуждены применять новые нормы. Правила могут нивелировать основные налоговые льготы (ТОР, ОЭЗ, СПИК и другие), так как по документу действующие стабилизационные оговорки применяться не будут. По мнению специалиста, нормы также повлияют на темпы редомициляции, поскольку многие МГК будут рассматривать этот процесс до конца 2026 года как один из основных вариантов избежать их применения. Предложенный Минфином механизм нивелирует и другие основания для снижения налога на прибыль, в том числе льготные режимы для отдельных отраслей (например, IТ-компаний) и применение финансовых инвестиционных вычетов, добавил менеджер группы международного налогового планирования и реструктуризаций Kept Данила Березкин.
Положения Pillar II разрабатывались и внедрялись на основе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия не входит — присоединение было прекращено организацией в одностороннем порядке в феврале 2022 года, после начала «военной спецоперации»*, отметила газета. В ОЭСР сейчас входит 38 стран, всего внедрить модельные правила согласились порядка 140 государств мира. В июне G7 опубликовала совместное заявление о том, что МГК, материнские структуры которых находятся в США, не подпадут под общемировую минимальную ставку в 15%. Такие компании будут облагаться корпоративным налогом на прибыль по законам Соединенных Штатов, добавило издание.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
