Решетников призвал обсудить новый механизм на смену режиму самозанятости
Эксперимент с режимом самозанятости близится к завершению, и необходимо начать обсуждение нового механизма, который придет ему на смену, заявил глава Минэкономразвития. «Надо уже сейчас приступать к обсуждению: что дальше?» — считает Решетников. Кроме того, по его словам, «нужно решать» вопрос и по индивидуальным предпринимателям
Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что эксперимент с налоговым режимом самозанятости близится к завершению, и призвал начать обсуждение нового механизма, который придет ему на смену.
Решетников напомнил, что правительство обещало «не трогать» вопросы института самозанятых до 2028 года, но это время уже «не за горами». «Поэтому надо уже сейчас приступать к обсуждению: что дальше?» — заявил Решетников на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике (цитаты по «Интерфаксу»).
По словам Решетникова, «нужно решать» вопрос не только по самозанятым, но и по индивидуальным предпринимателям. «Они (ИП) могут продавать тот же самый, условно, труд или услуги под видом труда, только у них лимит не 2 млн рублей, у них лимит 60 млн рублей. И ставка налогообложения у них может быть не 4–6%, а может быть и 1%», — отметил глава Минэкономразвития. «Поэтому надо весь этот набор вопросов собирать и решать комплексно и системно, а не дергая какие-то одни ниточки», — заявил министр.
Решетников отметил, что «людям надо будет адаптироваться» к изменениям — и поэтому прорабатывать «всю концепцию» ведомствам надо уже в 2026 году. «Продумать, представить и, может быть, какими-то шагами уже начать имплементировать этот вопрос», — добавил он.
Институт самозанятости прежде всего решает проблему государственной налоговой системы, которая раньше не различала «частника на самообеспечении» и ИП с десятками наемных работников, заявил Forbes руководитель «Объединения самозанятых России» Иван Литвинов.
По его словам, у режима налога на профессиональный доход нет альтернативы, если говорить о государственной задаче легализации неформальной занятости. Сейчас обсуждаются «надстройки» в виде взносов в Пенсионный фонд и накоплений на оплату больничного листа, декретного отпуска. «Хотя для подработчиков это совсем неактуально. Надо понимать, что любое дополнительное обременение, увеличение налоговой нагрузки разрушит хрупкий институт, который еще только формируется. Все достижения обнулятся, а это никому не выгодно», — считает Литвинов.
Режим самозанятости (официально — налог на профессиональный доход, НПД) начал действовать в 2019 году, ставка налога по нему составляет от 4% до 6%. За 2024 год самозанятые уплатили налогов на 100 млрд рублей, подсчитали «Известия» на основе данных ФНС. Это в 1,6 раза больше, чем было в 2023-м, тогда самозанятые заплатили 63,2 млрд рублей. В 2023 году в России специальный налоговый режим использовали 9,3 млн человек, писали «Ведомости».
В феврале 2024 года «Ведомости» со ссылкой на запросы ФНС писали, что служба усилила контроль за трудоустройством штатных работников под видом самозанятых для снижения налогов. Инспекции стали в несколько раз чаще направлять работодателям уведомления с требованием разъяснить характер сотрудничества с гражданами — пользователями режима налога на профессиональный доход (НПД).
Работодатель обязан заплатить НДФЛ и страховые сборы за сотрудников, которые оформлены под видом самозанятых, но фактически состоят с ним в трудовых отношениях, признал Верховный суд в феврале 2024 года. Причем снижать размер подоходного налога на сумму, которую работники уже уплатили в бюджет как самозанятые, нельзя. По действующим правилам работодатель должен выплачивать недоимки из собственных средств, напомнили в ВС.
