К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Минпромторг собрался смягчить требования к собираемым в России автомобилям


Минпромторг собрался изменить требования к уровню локализации автомобилей, собранных в России. Разработанные им поправки уменьшают число необходимых баллов, которые влияют на уровень компенсации автозаводам уплаченного утильсбора и обеспечивают доступ той или иной модели авто к участию в госзакупках, с 7000 до 5500

Минпромторг разработал проект поправок к постановлению правительства, предусматривающий изменение требований к локализации автомобилей, выпущенных в России. На него обратили внимание «Известия». Требуемый постановлением уровень локализации, которого должны достичь автопроизводители в течение действия заключенных с государством специальных инвестконтрактов (СПИК), согласно проекту, понижается с 7000 баллов до 5500.

В документе говорится о СПИК, заключенных в период с 1 января 2020 по 1 января 2026 года в отношении легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. В нем отмечается, что СПИК должны учитывать, что при производстве 100% автомобилей их технологические условия (операции) оцениваются в количестве не менее 5500 баллов. Согласно первоначальному постановлению правительства (июль 2015 года), каждая технологическая операция при сборке дает заданное число баллов: 

  • сварка кузова — 400 баллов; 
  • окраска кузова —  500 баллов;
  • штамповка не менее половины (по массе) кузовных деталей — 200 баллов;
  • использование российского металла при производстве (не менее 70% от массы) — 200 баллов;
  • использование произведенного в России электронного блока управления двигателем — 100 баллов; 
  • использование российского блока цилиндров — 95 баллов;
  • сборка мотора — 25 баллов.

Та или иная модель автомобиля в зависимости от общего числа баллов получает доступ к госзакупкам и попадает в список авто для такси (3200 баллов для машин с двигателями внутреннего сгорания и 1100 для электромобилей) и получает право на участие в госпрограмме льготного кредитования (1600 баллов) и т.д. Опрошенные изданием российские автопроизводители категорически отказались раскрывать информацию о баллах за локализацию машин, ссылаясь на коммерческую тайну. 

 

По данным журнала «За рулем», Lada Granta по состоянию на конец мая 2025 года набирала 5284 балла. По данным управляющего партнера компании-производителя Evolute Андрея Резникова, уровень локализации модели i-Pro (собирается в Липецкой области) — 2050 баллов. В Минпромторге объяснили предложенный пересмотр показателей локализации «существенными экономическими изменениями, повлиявшими в том числе на отрасль автомобилестроения».

В пресс-службе ведомства отметили, что Минпромторг «донастраивает сформированные ранее подходы» с учетом таких изменений. Требования в части решения задач по локализации при этом не смягчаются, сами задачи обозначены в том числе в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, сказали в Минпромторге. В условиях, когда рынок, а вслед за ним и производство сокращаются, снижение «проходных баллов» — это вынужденная мера, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. 

 

По его словам, снижение порога локализации позволит моделям даже с меньшим количеством баллов считаться российскими и пользоваться определенными преференциями. В текущих условиях достичь отметки в 7000 баллов отечественные автопроизводители не могут, подтвердил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он назвал шаг Минпромторга логичным. 

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напомнил, что представители ФГУП НАМИ в мае оценили средний уровень локализации отечественного автопрома в 32,8% при заявленных показателях в 55%. «В большей степени на это повлияла совершенно закрытая и непрозрачная схема начисления баллов за локализацию: никто не знает, за что именно определенное количество этих очков получила конкретная модель», —  сказал он. По словам Шапарина, снижение «проходного балла» по локализации призвано привлечь в российский автопром новых иностранных партнеров, но им необходимы гарантии и уверенность, что их инвестиции окупятся.

Собеседник отметил, что в перечне моделей для такси не оказалось ряда выпускаемых в России версий. Минпромторг 1 октября опубликовал первичный список автомобилей, которые соответствуют требованиям закона о локализации такси. В него вошло более 20 моделей шести российских брендов. 

 

Национальный совет такси и Лизинговый союз подсчитали, что 97 000 автомобилей, взятых в лизинг, после окончания его срока не смогут встать на учет заново, так как не будут соответствовать требованиям закона о локализации такси, сообщают «Известия». Объединения попросили власти создать переходный период для таксопарков, которые заключили лизинговые договоры до вступления в силу поправок к закону о локализации такси в России 1 марта 2026 года. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+