Минпромторг собрался смягчить требования к собираемым в России автомобилям
Минпромторг собрался изменить требования к уровню локализации автомобилей, собранных в России. Разработанные им поправки уменьшают число необходимых баллов, которые влияют на уровень компенсации автозаводам уплаченного утильсбора и обеспечивают доступ той или иной модели авто к участию в госзакупках, с 7000 до 5500
Минпромторг разработал проект поправок к постановлению правительства, предусматривающий изменение требований к локализации автомобилей, выпущенных в России. На него обратили внимание «Известия». Требуемый постановлением уровень локализации, которого должны достичь автопроизводители в течение действия заключенных с государством специальных инвестконтрактов (СПИК), согласно проекту, понижается с 7000 баллов до 5500.
В документе говорится о СПИК, заключенных в период с 1 января 2020 по 1 января 2026 года в отношении легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. В нем отмечается, что СПИК должны учитывать, что при производстве 100% автомобилей их технологические условия (операции) оцениваются в количестве не менее 5500 баллов. Согласно первоначальному постановлению правительства (июль 2015 года), каждая технологическая операция при сборке дает заданное число баллов:
- сварка кузова — 400 баллов;
- окраска кузова — 500 баллов;
- штамповка не менее половины (по массе) кузовных деталей — 200 баллов;
- использование российского металла при производстве (не менее 70% от массы) — 200 баллов;
- использование произведенного в России электронного блока управления двигателем — 100 баллов;
- использование российского блока цилиндров — 95 баллов;
- сборка мотора — 25 баллов.
Та или иная модель автомобиля в зависимости от общего числа баллов получает доступ к госзакупкам и попадает в список авто для такси (3200 баллов для машин с двигателями внутреннего сгорания и 1100 для электромобилей) и получает право на участие в госпрограмме льготного кредитования (1600 баллов) и т.д. Опрошенные изданием российские автопроизводители категорически отказались раскрывать информацию о баллах за локализацию машин, ссылаясь на коммерческую тайну.
По данным журнала «За рулем», Lada Granta по состоянию на конец мая 2025 года набирала 5284 балла. По данным управляющего партнера компании-производителя Evolute Андрея Резникова, уровень локализации модели i-Pro (собирается в Липецкой области) — 2050 баллов. В Минпромторге объяснили предложенный пересмотр показателей локализации «существенными экономическими изменениями, повлиявшими в том числе на отрасль автомобилестроения».
В пресс-службе ведомства отметили, что Минпромторг «донастраивает сформированные ранее подходы» с учетом таких изменений. Требования в части решения задач по локализации при этом не смягчаются, сами задачи обозначены в том числе в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, сказали в Минпромторге. В условиях, когда рынок, а вслед за ним и производство сокращаются, снижение «проходных баллов» — это вынужденная мера, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
По его словам, снижение порога локализации позволит моделям даже с меньшим количеством баллов считаться российскими и пользоваться определенными преференциями. В текущих условиях достичь отметки в 7000 баллов отечественные автопроизводители не могут, подтвердил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он назвал шаг Минпромторга логичным.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напомнил, что представители ФГУП НАМИ в мае оценили средний уровень локализации отечественного автопрома в 32,8% при заявленных показателях в 55%. «В большей степени на это повлияла совершенно закрытая и непрозрачная схема начисления баллов за локализацию: никто не знает, за что именно определенное количество этих очков получила конкретная модель», — сказал он. По словам Шапарина, снижение «проходного балла» по локализации призвано привлечь в российский автопром новых иностранных партнеров, но им необходимы гарантии и уверенность, что их инвестиции окупятся.
Собеседник отметил, что в перечне моделей для такси не оказалось ряда выпускаемых в России версий. Минпромторг 1 октября опубликовал первичный список автомобилей, которые соответствуют требованиям закона о локализации такси. В него вошло более 20 моделей шести российских брендов.
Национальный совет такси и Лизинговый союз подсчитали, что 97 000 автомобилей, взятых в лизинг, после окончания его срока не смогут встать на учет заново, так как не будут соответствовать требованиям закона о локализации такси, сообщают «Известия». Объединения попросили власти создать переходный период для таксопарков, которые заключили лизинговые договоры до вступления в силу поправок к закону о локализации такси в России 1 марта 2026 года.
