Минэнерго предложило строить электростанции на налоги и дивиденды компаний отрасли
Минэнерго предложило направлять до 50% налоговых поступлений от компаний электроэнергетической отрасли на финансирование строительства новых станций. Другим источником финансирования проектов развития отрасли могут стать дивиденды госкомпаний. Предполагается также создать госоператора финансовой поддержки отрасли и компанию «Росэнергопроект», которая будет синхронизировать схемы развития и типизировать проекты
Минэнерго предложило изменить схему финансирования проектов развития электроэнергетической отрасли, в том числе строительства новой генерации. Об этом пишут «Коммерсантъ» и РБК по итогам заседании комиссии Госсовета по энергетике, которое прошло 17 октября. Минэнерго рассчитывает на привлечение 400 млрд рублей в год из налоговых поступлений от компаний отрасли и 80 млрд рублей — из дивидендов, которые получает государство в качестве акционера госкомпаний. Кроме того, обсуждается механизм финансирования строительства генерации, включающий предварительное авансирование 30% от стоимости проектов.
Как сообщил на заседании замминистра энергетики Евгений Грибчак, до 2042 года в стране нужно построить 88,5 Гвт новой генерации и сетевой инфраструктуры, на это требуется более 40 трлн рублей. Часть этих вложений планируется привлечь из налоговых поступлений предприятий отрасли (до 50% платежей, или 400 млрд рублей в год), часть — из полученных государством как акционером дивидендов от госкомпаний (около 80 млрд рублей в год). Минэнерго разрабатывает законопроект, который призван содействовать инфраструктурному развитию отрасли.
Из презентации, представленной ведомством на заседании комиссии Госсовета, следует, что меры, предусмотренные проектом позволят снизить прогнозируемую в 2042 году среднюю стоимость 1 кВт·ч с 12,8 рублей до 8–9 рублей. Предлагается создать новые институты для инфраструктурного и финансового развития: первый в форме публично-правовой компании («Росэнергопроект»), второй как государственного оператора финансовой поддержки.
По словам Грабчака, компания будет обеспечивать синхронизацию схем развития инфраструктуры и формировать мероприятия по комплексному развитию территорий и водных бассейнов.
Проектом предлагается создать два новых института: инфраструктурного и финансового развития. Первый планируется сформировать в виде публично-правовой компании. Его основные цели — синхронизировать схемы развития электроэнергетической, газовой, угольной, транспортной инфраструктуры, сформировать мероприятия по комплексному развитию территорий и внутренних водных путей в крупнейших бассейнах России, рассказал Грабчак.
По словам замглавы Минэнерго, новая компания будет готовить площадки с инфраструктурой для строительства генерирующих мощностей, выполнять функции единого государственного заказчика по строительству ГЭС, обеспечивать весь цикл типового проектирования модульного строительства, в том числе посредством отраслевого заказа на оборудование. «Идеальная цель — это перейти к типовому проектированию», — отметил Грабчак.
По оценке Минэнерго, за счет снижения административных барьеров, сокращения времени на процедуры предоставления земельных участков и разрешений на строительство можно оптимизировать сроки на начальном инвестиционном цикле на год-полтора. Создание же финансового института позволит отрасли сконцентрироваться на развитии инфраструктуры, а «не на устранении кассовых разрывов», заявил Грабчак. Госоператор финансовой поддержки обеспечит целевое проектное финансирование строительства и реконструкции объектов электроэнергетики на льготных условиях, объяснил он.
По словам Грабчака, в качестве инвестиционного ресурса в отрасль предлагается направить часть или все дивиденды, которые получает государство как акционер госкомпаний, этот вопрос обсуждается с Минфином. Часть же налоговых поступлений компаний планируется также направить на развитие энергетики, в том числе субсидирование банковских процентных ставок, добавил замминистра. Минэнерго также прорабатывает изменения в схеме авансирования крупных инвестиционных проектов по модели «30-30-40»: 30% авансовых платежей для крупных проектов будет поступать с оптового энергорынка, 30% вложит инвестор, а 40% придутся на льготные кредитные средства, получаемые через финансовый институт поддержки.
Сейчас инвестор строит генерацию за свой счет или заемные средства, что впоследствии окупается в течение 15–20 лет за счет повышенной цены мощности для потребителей. Также рассматривается изменение подходов к оплате услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению, а также введение эталонного принципа формирования операционных расходов для сетей. По оценке Минэнерго, которую привел Грабчак, каждый мегаватт, построенный к 2042 году, принесет не менее 4,1 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений в бюджет России.
