Без предела: сможет ли корректировка демпферного механизма снизить цены на топливо

Проблемы с топливом в стране начались летом, во время повышенного сезонного спроса, из-за плановых и внеплановых ремонтов на ряде НПЗ. Правительство было вынуждено принять ряд мер. Так, с 1 августа до конца сентября был введен полный запрет на экспорт бензина, до этого касавшийся лишь трейдеров и мелких нефтеперерабатывающих заводов. В сентябре запрет продлили до конца года и на тот же срок ввели эмбарго на вывоз дизельного топлива для непроизводителей. Но цены продолжили расти. С конца сентября в регионах возник дефицит топлива на автозаправках. Для частичного решения топливного кризиса с 10 октября и до 30 июня 2026 года была обнулена 5%-ная пошлина на импорт нефтепродуктов.
Последним по времени шагом по сдерживанию цен стал подписанный президентом Владимиром Путиным указ, который с 1 октября и до 1 мая 2026 года отменил предельные уровни цен на бензин и дизель.
Предельная цена была одной из важных составляющих механизма так называемого демпфера, введенного в 2019 году, чтобы принудить нефтяников продавать бензин АИ-92 и дизель на внутреннем, а не на внешнем рынке. Как это работает? Если пересчитанная в рубли стоимость топлива в Роттердаме (экспортная цена) превышает установленную правительством индикативную цену, нефтяники получают компенсацию из бюджета.
«Зависимость не прямая, существует сложная формула для расчета разницы между ценами на российском рынке с ценами на внешних экспортных рынках, так называемой упущенной выгоды НПЗ, которые вместо того, чтобы отправить собственную продукцию на экспортные премиальные рынки, поставляют ее на рынок российский, тем самым теряя деньги. Вот эту упущенную выгоду частично компенсирует государство», — поясняет cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин.
По итогам 2024 года нефтяные компании благодаря демпферному механизму получили из бюджета 1,815 трлн рублей, за 2023 год — 1,588 трлн рублей, за 2022 год — 2,171 трлн рублей, за 2021 год — 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры они заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей (нефтяники платят в бюджет, если экспортные цены оказываются ниже внутренних).
Если стоимость топлива на внутреннем рыке в силу каких-то причин превышает индикативную на установленное количество процентов, то это предельная цена. В последнее время превышение должно было составлять 10% к индикативной для АИ-92 и 20% для дизеля. Если внутренние цены галопируют и превышают предельную цену, то бюджет нефтяникам ничего не должен. Именно эту предельную цену и отменил президентский указ.
Посчитаем. В 2025 году установленная правительством цена на АИ-92 — 60 450 рублей за тонну. Предельная, получается, 66 495 рублей за тонну. Накануне подписания президентского указа 10 октября АИ-92 на внутреннем рынке стоил 74 149 рублей за тонну, что на 12% больше предельной цены. То есть если бы указ не был подписан, в октябре нефтяники могли бы лишиться выплат по демпферу.
Актуальных экспортных цен нет в открытом доступе. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) называет средние цены за предыдущий месяц. По ее данным, в сентябре 2025 года бензин АИ-92 на внешних рынках стоил в среднем 79 099 рублей за тонну, в России — 72 302 рубля за тонну.
Уже в сентябре нефтяная отрасль столкнулась с существенным уменьшением государственных субсидий, когда отчисления компаниям снизились до 30,5 млрд рублей с 80,4 млрд рублей в августе. Стоимость бензина в августе начала стремительно расти и превысила базовые условия выплаты демпфера, поэтому за нее в сентябре производители не получили ничего, выплаты были только за дизель, поясняет Блохин. «Демпферные выплаты обнуляются в случае, если цена на бирже отклоняется от индикативной, ожидаемой государством. Правительство считает, что это недобросовестная практика со стороны субсидируемой отрасли, поэтому эти субсидии и урезает. Указ президента наверняка предполагает встречное движение со стороны нефтяных компаний, которые продолжат удерживать цены», — рассуждает эксперт.
Государство довольно энергично пытается регулировать демпферный механизм. До выхода президентского указа правительство тоже попыталось сдержать стоимость топлива, компенсируя выплаты нефтяникам и одновременно давая им возможность немного поднять цены. Оно внесло в Госдуму проект поправок к Налоговому кодексу, в котором, в частности, предусматривалось повышение предельных цен для демпферных выплат по бензину и дизелю на 10 п.п. — до 20 и 30% соответственно. Проект был принят Думой в первом чтении 22 октября.
Пресс-служба Минэнерго после выхода президентского указа заявила, что вводимые им меры будут способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке. Поскольку иных решений пока нет, будет выполняться указ президента, прокомментировал заместитель министра финансов Алексей Сазанов. По его словам, импортеры нефтепродуктов в Россию тоже смогут получить демпферные выплаты. «У нас же были заложены определенные объемы переработки, — сказал Сазанов. — Сейчас они снижены, вместо этого пойдет импорт, поэтому общая сумма выплат по демпферу не изменится, так как потребление на внутреннем рынке топлива более или менее стабильное из года в год».
Бензин АИ-92 на Петербургской бирже в понедельник, 27 октября, стоил 71 757 рублей за тонну, подешевев с 13 октября на 3,2%. Цена бензина АИ-95 опустилась на 0,5% — до 79 622 рублей за тонну, зимнего дизеля — на 0,4%, до 77 654 рублей за тонну.
Розничные цены продолжили рост. По данным Росстата, на АЗС с 14 по 20 октября средние цены на бензин АИ-92 выросли до 62,13 рубля за литр, это больше на 0,7%, чем на предыдущей неделе. АИ-95 подорожал на 0,5%, до 67,21 рубля за литр, стоимость дизельного топлива увеличилась на 0,4% — до 73,56 рубля за литр. Всего с начала года АИ-92 подорожал на 12,4%, АИ-95 — на 11,2%, дизель — на 4,8%.
Тренд на стабилизацию
Сочетание экспортных ограничений и сохраненного демпфера обычно быстро приводит к снижению биржевых цен, хотя розница реагирует с некоторым отставанием, говорит руководитель департамента по работе с клиентами инвестиционно-аналитической компании AMCH Даниил Тюнь. «Цены там зависят от логистики, а также сезонного перехода с летних на зимние виды дизельного топлива», — объясняет он. Демпферные выплаты удерживают поставщиков от увеличения цен на АЗС. А нулевая импортная пошлина и разрешение платить демпфер за импорт снижают риск дефицита, добавляет эксперт. «Риск волатильности сохраняется, но тренд — к стабилизации», — считает Тюнь. Таким образом, принятый комплекс мер достаточен для сдерживания цен, а импорт, главным образом из Белоруссии и Азии, страхует от локальных дефицитов, заключает он.
Импорт важен как временная мера для выравнивания предложения, соглашается с Тюнем управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. «В часть регионов привезти бензин из-за рубежа выгоднее, чем с отдаленного российского НПЗ, который стал единственным из-за внеплановых ремонтов на ближайших», — говорит она.
Волевое решение
Указ президента дает нефтяникам определенность на некоторый период времени, говорит независимый аналитик Максим Шапошников. «Когда действие указа прекратится, может быть установлена новая цена отсечки и начаты переговоры о необходимости выплат», — говорит он.
Указ президента действует семь месяцев, это время есть у правительства на доработку и перенастройку демпферного механизма, говорит Никита Блохин из Альфа-банка. Что касается законодательной инициативы правительства, она была нужна рынку в августе-сентябре, отмечает он. «Сейчас, с учетом вступления в силу указа президента, она теряет смысл. И, скорее всего, это предложение будет либо отменено, либо переработано в рамках работы над демпферным механизмом», — считает Блохин.
Но не все эксперты согласны с тем, что указ президента и правительственный проект поправок в Налоговый кодекс противоречат друг другу. Указ, говорит Косырева из «ВМТ Консалт», временная мера, которая нужна для стабилизации обстановки в производстве автомобильного топлива, а поправки обеспечат долгосрочную основу для развития рынка и установления нефтяниками цен на топливо. «Проще говоря, производители знают, к чему готовиться», — резюмирует Косырева. Формального конфликта между мораторием на обнуление предельной цены и правительственными поправками нет, соглашается Тюнь из AMCH. «Поправки повышают порог допустимого отклонения оптовых цен по бензину и по дизелю, то есть ужесточают условия прекращения выплат, — говорит он. — А указ — временная «скоба» поверх будущей нормы, установленная, чтобы не срезать демпфер в пиковый период потребления и логистических рисков».
Сколько могут получить нефтяники
Расчет выплат топливного демпфера нефтяным компаниям в новых условиях будет производиться на основе индикативных цен, установленных в рамках Налогового кодекса, пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе Минфина. В 2025 году установленная правительством цена на АИ-92 — 60 450 рублей за тонну, в 2026 году — 62 300 рублей за тонну, на дизель — 57 200 рублей за тонну и 60 750 рублей за тонну соответственно.
Оценить объем будущих выплат довольно сложно, поскольку мировые цены на топливо плохо предсказуемы, отмечает руководитель центра анализа сырьевых рынков Института энергетики и финансов (ИЭФ) Максим Шевыренков. «В разные годы выплаты могли уходить в минус или достигать значений в 1,8 трлн рублей по всем нефтепродуктам», — напоминает он. «Если ориентироваться на выплаты с начала года до сентября, месяца, когда нефтяники смогли получить выплаты только по дизелю, можно предполагать, что выплаты могут составить до 80–100 млрд рублей в месяц», — рассуждает Шапошников.
Выплаты не будут превышать 80 млрд рублей, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин. С этой оценкой соглашается Даниил Тюнь из АМСН. «За январь — август по демпферу было суммарно выплачено около 685 млрд рублей, а за весь 2024 год — 1,815 трлн рублей. Это дает ориентир: при действующем моратории и экспортных ограничениях «нормальный» диапазон выглядит как 40–80 млрд рублей в месяц», — говорит он.
