Розничные продажи пива в июле–сентябре снизились на 17,9% год к году, а за первые девять месяцев года — на 16,9%, пишет «Коммерсантъ». Эксперты связывают сокращение спроса с холодным летом и увеличением цен. Так, за год стоимость пива в России выросла на 17,5%
Объем розничных продаж пива в III квартале 2025-го снизился на 17,9% год к году, до 171,3 млн дал, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росалкогольтабакконтроля (РАТК). За январь-сентябрь продажи пива упали на 16,9%, до 462,36 млн дал.
Отрицательный тренд наблюдается также в смежных категориях. Так, продажи пивных напитков за первые девять месяцев текущего года упали на 5,9% год к году, до 73,24 млн дал. При этом в сегменте сидра, пуаре и медовухи по итогам января-сентября был зафиксирован прирост на 1,3%, до 8,74 млн дал, однако в III квартале снижение составило 11,4%, до 3,08 млн дал. По мнению РАТК, фактором падения во многом стало изменение структуры потребления.
Розничные продажи пива в России снижаются по отношению к высокой базе 2024 года, рассказал «Коммерсанту» независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин. Тогда лето было длинным и жарким, наблюдался резкий рост, напомнил эксперт. По его мнению, в IV квартале картина вряд ли изменится. В августе сокращение продаж стало более выраженным, сообщил газете гендиректор «Волковской пивоварни» Алексей Аксель. Это связано с общим охлаждением FMCG-рынка и падением потребительской активности, считает он.
Еще одним фактором, сдерживающим розничные продажи пива, может быть увеличение цен на продукцию, отмечает «Коммерсантъ». Так, в сентябре стоимость литра пива в России составляла в среднем 197,58 рубля, увеличившись год к году на 17,5%, следует из данных Росстата. В марте издание писало о повышении производителями закупочных цен в связи с ростом акцизов, издержек и сохраняющейся зависимости от импортного сырья. По мнению совладельца и дистрибьютора SVAM Group и пивоварни Gletcher Игоря Хавского, в следующем году с увеличением налогового бремени стоимость бутылки пива в рознице может вырасти еще на 7-8 рублей, пишет «Коммерсантъ».
Потребительский спрос на пиво меняется, рассказала изданию директор по категорийному менеджменту группы «Лента» Елена Лямина. Стоимость ряда популярных лицензионных марок этого напитка за год увеличилась почти на треть, и потребители ищут более дешевые аналоги, отметила она. Ретейлеры анализируют поведение покупателей и их переключение с одних брендов на другие, оперативно реагируя на меняющийся спрос, добавила эксперт.
При этом объем производства пива остается стабильным: по данным РАТК, в январе-сентябре в России было выпущено 688,05 млн дал, год к году значение снизилось лишь на 0,6%. По словам Небольсина, на рынке формируется «пивной пузырь» — производится существенно больше продукции, чем реализуется.
Вместе с тем не все участники рынка наблюдают снижение спроса, отмечает «Коммерсантъ». В частности, в ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») в III квартале фиксировали увеличение продаж пива и пивных напитков на 13% год к году. Хавский ожидает, что с начала 2026 года объемы потребления дополнительно просядут. Аксель не исключил, что бизнесу придется перейти на выпуск альтернативных напитков, падение продаж которых менее выражено. При этом, как отмечает «Коммерсантъ», пиво по-прежнему является наиболее востребованным в России алкоголем.
Другие виды спиртного в настоящее время также теряют потребителей. По данным РАТК, в январе-сентябре в стране было реализовано 148,54 млн дал алкогольной продукции без учета пива, сидра, пуаре и медовухи, что ниже на 10,9% год к году.
Ранее, 16 октября, «Коммерсантъ» писал со ссылкой на данные РАТК, что розничные продажи тихих вин в России в сентябре составили 4,41 млн дал, снизившись на 2,2% год к году, а игристых вин — 1,36 млн дал, на 4,3%. Эксперты отмечали, что это связано в первую очередь с сокращением импорта: стоимость зарубежной продукции увеличилась из-за высоких пошлин на напитки из «недружественных» стран.
