Ретейлеры попросили смягчить для розничного бизнеса переход к обязательной уплате НДС
Российский совет торгцентров обратился к Володину с просьбой смягчить для розничного бизнеса переход к обязательной уплате НДС, узнал «Коммерсантъ». В организации предложили отказаться от резкого снижения порога годовой выручки выведенных из-под НДС организаций и ИП с 60 до 10 млн рублей в пользу поэтапного. Мишустин ранее заявил, что порог для уплаты НДС малым и средним бизнесом снизится до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн в 2027-м и до 10 млн в 2028 году. Однако в РСТЦ выступили за другую, более мягкую шкалу
Управляющий директор Российского совета торгцентров (РСТЦ) Олег Войцеховский обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой смягчить для розничного бизнеса переход к обязательной уплате НДС. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на копию письма общественника от 6 ноября.
Минфин ранее предлагал снизить порог выручки малого и среднего бизнеса на «упрощенке» для перехода к уплате НДС с 60 до 10 млн рублей — предложение содержалось в бюджетном пакете законопроектов, которые министерство внесло в правительство. Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина 6 ноября заявил, что порог для уплаты НДС малым и средним бизнесом будет снижаться поэтапно: до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн в 2027-м и до 10 млн в 2028 году.
Однако это «более жесткая шкала», чем та, которую предлагают в РСТЦ, отмечает «Коммерсантъ». Войцеховский выступил за установление планки на 2026 год на уровне 40 млн рублей, на 2027-й — 25 млн рублей, на 2028-й — 10 млн рублей. В Госдуме и Минфине запрос о комментариях оставили без ответа.
По подсчетам РСТЦ, изменения в законодательстве могут затронуть существенную долю арендаторов торгцентров: до 30% ретейлеров и более 50% поставщиков услуг. Устойчивость этого бизнеса и так считается невысокой. 90% несетевых заведений общепита закрывается менее чем через год работы, не достигнув самоокупаемости, отметило издание. По данным Института развития предпринимательства и экономики, выживаемость малых предприятий офлайн-торговли примерно на 30–50% ниже, чем в среднем для МСП.
По словам Войцеховского, с принятием поправок для предпринимателей разом подорожают услуги клининга, безопасности, техобслуживания и т.д. В результате цены в торговле вырастут, а конкурентоспособность снизится. Многим игрокам придется закрыться, только в торговых центрах под угрозой окажутся порядка 1,2 млн рабочих мест, допустил эксперт.
Деловое объединение «Опора России» ранее также направило письмо в адрес Володина. Оно предложило снизить ставки НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения, годовые доходы которых ниже 20 млн рублей, до 1–3%. По действующему законодательству бизнес на «упрощенке» с годовым доходом ниже 250 млн рублей платит НДС по ставке 5%, с выручкой свыше этой суммы — по ставке 7%. В «Опоре России» считают, что если микрокомпании с доходом ниже 20 млн рублей будут облагаться НДС по ставке 5%, то избежать «негативных социально-экономических последствий» не удастся.
В результате снижения для бизнеса на упрощенной системе налогообложения (УСН) порога дохода, с которого наступает обязанность платить НДС, с 60 до 10 млн рублей создаются риски ухода в тень значительной доли предприятий в ряде отраслей. К такому выводу пришли ранее авторы исследования, посвященного этой налоговой новации, из центра «Аналитика. Бизнес. Право» и эксперты Торгово-промышленной палаты России (ТПП). Чтобы нивелировать риски массовых закрытий и ухода бизнеса в тень, а также сохранить фискальную эффективность меры, следует снизить порог для уплаты НДС для бизнеса на «упрощенке» не до 10 млн рублей, а до 30 млн, отмечали авторы исследования.
