К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искусство балансировать: почему при избытке стали Китай запускает новое месторождение

Проект по добыче железной руды Симанду (Фото Maxar Technologies / Getty Images)
Проект по добыче железной руды Симанду (Фото Maxar Technologies / Getty Images)
Запуск крупного африканского месторождения железной руды Симанду, в котором Китай контролирует 75%, дает стране серьезное преимущество на мировом рынке сырья. Значительное увеличение предложения качественной руды неизбежно опустит цены и на нее, и на сталь. При этом в мире растет профицит производственных мощностей, а сам Китай, который производит стали больше, чем все остальные страны, стремится сдерживать выплавку и экспорт. Как в эту картину вписывается разработка нового гигантского месторождения, кто выиграет и кто пострадает и отразится ли ситуация на российских металлургах, разбирался Forbes

Первая небольшая партия в 10 000 т железной руды с месторождения Симанду (Simandou) в Гвинее отправлена в Китай. Извлекаемые запасы западноафриканского рудника оцениваются более чем в 4 млрд т, что делает его одним из крупнейших мировых месторождений. К тому же в руде Симанду очень высокое содержание железа — от 65 до 67%. Обычно объем металла приходится поднимать обогащением руды и всего до 60-65%. В течение ближайших нескольких лет поставки с рудника могут достичь 120 млн т в год, а это как минимум 5% объема мирового сталелитейного сырья.  

Работы в Симанду начались в 1997 году с разведки британо-австралийской компании Rio Tinto. Запуск проекта, стоимость которого оценивается от $20 млрд до $30 млрд, не раз откладывался из-за серии государственных переворотов в Гвинее, а также обвинений компаний-разработчиков местными общинами и властями в причинении экологического ущерба и несоблюдении техники безопасности. Строительство рудников и сопутствующей инфраструктуры началось лишь в 2022 году, а заработал он в 2025-м.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Проект Симанду включает два рудника, расположенных примерно в 100 км друг от друга. Структура владения сложная, однако, по данным Reuters, порядка 75% контролируются Китаем, то есть три четверти добываемого на месторождении сырья будет отправляться в КНР. Для вывоза руды китайские компании построили 600 км железной дороги и глубоководный морской порт Моребайа.

 

Пресса Австралии уже называет Симанду «убийцей Пилбары», самого большого железорудного региона страны. По данным правительственной исследовательской организации Geoscience Australia, извлекаемые запасы руды на континенте оцениваются в 58,5 млрд т, так что африканские 4 млрд т на первый взгляд вряд ли могут представлять серьезную угрозу. 

Однако австралийская пресса считает, что, поскольку их сырье существенно уступает африканскому по качеству (в руде из Пилбары железа всего лишь 56-60%), поставки из Гвинеи будут выгоднее, даже несмотря на более долгую транспортировку. «Ожидается, что Симанду войдет в число предприятий по добыче самой дешевой и высокосортной железной руды в мире, а расходы на ее переработку будут сопоставимы с затратами на производство металла из сырья австралийских рудников Пилбары или даже ниже», — считают аналитики финансовой компании Wilsons Advisory.

 

По данным Геологической службы США (USGS), в 2024 году крупнейшими производителями железной руды в мире были Австралия (930 млн т), Бразилия (440 млн т), а Китай и Индия, добывшие по 270 млн т, делили третье место. По данным World’s Top Exports, по стоимости чистого экспорта этого сырья в первую тройку в прошлом году вошли Австралия ($82,9 млрд), Бразилия ($29,9 млрд) и ЮАР ($6,3 млрд).

Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов говорит, что богатая руда из Гвинеи может составить в первую очередь серьезную конкуренцию продукции бразильской Vale. Компания, наряду с Rio Tinto и австралийскими BHP и Fortescue, является одним из четырех главных поставщиков руды в Китай.

Западноафриканский проект работает еще не в полную силу: пока добыто примерно 2 млн т, хотя мощность понемногу будет увеличиваться, поясняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. «Китайская сталелитейная промышленность способна легко переварить поставки с Симанду даже после его выхода на проектную мощность, — считает он. — Так что говорить о том, что Пекин откажется от австралийской железной руды, не приходится, хотя ее импорт может немного сократиться».

 

Китай — крупнейший импортер железной руды: в 2024 году он ввез ее на $133,2 млрд, то есть 73,6% от всего мирового импорта. Одновременно Китай является главным мировым производителем стали. В  2024 году он произвел 1 млрд т, или 56% мирового выпуска, то есть больше, чем весь остальной мир, выплавивший немногим более 800 млн т. 

Ситуация на мировом стальном рынке ухудшилась, говорится в ноябрьском заявлении комитета по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Мировые мощности по производству стали растут уже семь лет подряд, и к концу 2025 года их избыток может превысить 680 млн т, отмечается в документе. При этом комитет ОЭСР указывает, что китайские компании, включая государственные предприятия, продолжают инвестировать в связанные со сталью проекты за рубежом, а снижение внутреннего спроса вынуждает местных производителей экспортировать рекордные объемы. Это, в свою очередь, снижает мировые цены и вынуждает сталеваров в остальном мире сокращать выплавку.

Как удержать баланс

Почему при избытке предложения Китай решил инвестировать в новое месторождение? По данным Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association), в январе — октябре 2025 года производство стали в мире снизилось на 2,1% год к году, до 1,5 млрд т. Для получения тонны стали необходимо около 1,5 т руды, стоимость которой сейчас едва превышает $100 за тонну, хотя еще в середине 2021 года цена поднималась выше $200 за тонну, напоминает ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. В условиях слабого спроса на сталь новые проекты по добыче железной руды, тем более такие масштабные, как Симанду, могут привести к еще большему падению цен, говорит он.

Январские фьючерсы на железную руду Iron Ore 62% Fe CFR China (концентрат с содержанием железа 62%, включая стоимость фрахта и доставки в порты Китая) на Чикагской товарной бирже (CME) 1 декабря стоили $106,94 за т.

Китаю придется удерживать баланс производства сырья и стали, чтобы не нанести ущерба собственной экономике. Тем более страна уже ощутила падение спроса на сталь. Власти даже объявили о планах сокращения выплавки за счет принудительного закрытия устаревших и неэффективных производств и поддержки только передовых предприятий, а также уменьшении экспорта. В январе — октябре снижение стального производства в Китае год к году уже составило 3,9%, опустившись до 818 млн т. 

 

Чтобы не разорять своих сталепроизводителей, власти страны  уже запретили им расширять производство, говорит независимый аналитик Максим Шапошников. «Это должно снизить поток китайского стального проката на мировые рынки, хотя сокращение произойдет постепенно, поскольку предприятия пока готовы поддерживать высокий объем загрузки мощностей, получая даже минимальную прибыль. В таком режиме металлурги Китая могут продержаться еще год-полтора», — говорит эксперт. 

В этой ситуации высококачественная и недорогая руда из Гвинеи очень кстати, считает независимый аналитик Леонид Хазанов. Себестоимость ее переработки даже с учетом высоких логистических затрат будет ниже, чем сырья из Австралии, говорит он. «Для выплавки чугуна, а затем и стали из богатой гвинейской руды нужно значительно меньше необходимых для процесса компонентов — кокса и известняка. Соответственно, общие издержки будут ниже. При стагнации спроса на сталь и ослабления цен на нее производители всячески добиваются снижения себестоимости, и руда из Симанду этому способствует», — говорит Хазанов.

Увеличение предложения руды на мировом рынке может привести к снижению цен на нее, говорит Суверов. Однако рынок эту проблему способен решить. «Цены на руду достаточно давно колеблются в пределах $95-105 за т, и сейчас нижнюю границу поддерживает себестоимость производства. Если цена уйдет сильно ниже $95, компании могут просто отказаться ее добывать, тогда предложение сократится, а цены поднимутся», — говорит он. 

Последствия введения в строй гигантского месторождения рынок ощутит не сразу, считают аналитики. Проект Симанду запускают уже почти 30 лет, а на постоянные поставки в 120 млн т в год компания выйдет лишь в течение 30 месяцев, напоминает Шапошников. При этом Китай вряд ли сразу выведет на рынок большие объемы руды с Симанду, опасаясь его обвалить, считает он.

 

 120 млн т сырья — это около 10% годового китайского морского импорта железной руды, так что, скорее всего, гвинейскую руду Пекин будет ввозить постепенно, считает и Красноженов из Альфа-банка. 

Беспокоиться ли российским производителям

По подсчетам USGS, Россия в 2024 году добыла 91 млн т железной руды, заняв пятое место среди производителей, но с серьезным отставанием.  Эти данные примерно соответствуют общей оценке Росстата по производству железорудного концентрата — 90,6 млн т. А за первые девять месяцев этого года, по данным Росстата, его производство увеличилось на 1,6% год к году — до 68,8 млн т. World’s Top Exports не включает Россию в число крупнейших экспортеров сырья, но указывает, что в 2024 году она вывезла в Китай руды на сумму $946,1 млн, заняв 12-е место среди поставщиков.

Некоторым российским сталелитейным компаниям дальнейшее снижение цен на сырье на руку, говорит Данилов из «Велес Капитала». «Чем ниже стоимость руды, тем ниже издержки, но выше маржинальность реализации стальной продукции», — рассуждает он. Низкие цены на железную руду выгодны в первую очередь Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК) и Evraz, которые сырье покупают. 

ММК приобретает ее в основном у «Металлоинвеста», крупнейшего производителя руды в России, уточняет Красноженов из Альфа-банка. Если цены на сырье на мировых рынках пойдут вниз, это минус для «Металлоинвеста». К тому же компания поставляет руду в Китай, а теперь ее может вытеснить африканское сырье. «Северсталь» и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)  обеспечены собственной рудой и всю ее перерабатывают, напоминает Данилов. 

 

По словам Шапошникова, российским металлургам сейчас тяжело и улучшений для них пока не предвидится, если только Китай не сократит выпуск стали и не снизит ее экспорт, освободив место на рынке для других производителей и способствуя росту цен.  Но Красноженов сомневается, что Китай резко снизит экспорт стали, который, по его словам, может достичь в нынешнем году 110 млн т в годовом исчислении. Этот объем в 1,5 раза превышает всю выплавку стали в России в прошлом году — 71 млн т.

Forbes обратился за комментариями в «Металлоинвест», НЛМК, «Северсталь», Evraz и ММК. Evraz отказался от комментариев. Представитель «Северстали» напомнила, что компания «более чем на 100%» обеспечена собственным железорудным сырьем и отказалась от дополнительных комментариев. Остальные компании на момент выхода материала на запросы не ответили.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+