Реставраторы, строители и спасатели: восемь историй предпринимателей, меняющих Россию

В 2024 году на благотворительность в России было выделено около 531 млрд рублей, на 3% меньше, чем в 2023-м. При этом доля крупных филантропов возросла: в прошлом году они направили на благотворительные цели около 136 млрд рублей, говорится в совместном исследовании Sber Private Banking и Frank RG. На вопрос исследователей о том, что их привело в благотворительность, один из бизнесменов ответил: «Мне хотелось, чтобы Россия была местом, где хочется жить, работать и растить детей. У нас куча проблем. Если не мы, кто их решит?» По итогам 2025 года прогнозируют рост благотворительности частных лиц через НКО на 6%, а рост «серой» благотворительности (помощь частных лиц напрямую нуждающимся) — на 35%. В прошлом году НКО получили от частных лиц 73 млрд рублей, Sber Private Banking и Frank RG оценивают «серую» благотворительность в сумму от 37 млрд до 63 млрд рублей.
Герои проекта «Местные»* находятся в «серой» зоне. По минимальным оценкам, ее доля в общем объеме средств, направленных на благотворительность (от частных лиц напрямую, от частных лиц через НКО, от государства и от коммерческих компаний), за последние пять лет выросла с 17 до 32%. По данным исследования, основными мотивами участия физических лиц в благотворительности является вера в то, что сделанное добро вернется, а также их стремление изменить мир к лучшему и поддержать конкретного человека или организацию.
Исследователи отмечают, что современное меценатство базируется на дореволюционных российских традициях, в том числе на опыте предпринимателей-старообрядцев. Они считали важным приносить пользу обществу за счет заработанных капиталов, у них было чувство ответственности перед людьми за помощь в создании бизнеса. Семьи старообрядцев жили по строгим правилам своей веры, и благие дела своих отцов продолжали дети. Например, преобразования «короля фарфора и фаянса» Матвея Кузнецова, строившего в рабочих поселках школы, больницы, спортивные площадки и бани, после его смерти дополняли своими идеями дети и внуки. Владелец Никольской мануфактуры купец 1-й гильдии Тимофей Морозов много жертвовал на строительство медицинских учреждений, финансировал молодых ученых и студентов, но еще больше вложил в благотворительность его сын Савва, обостренное чувство справедливости привело этого предпринимателя даже к поддержке революционеров.
Кто продолжит дела героев нашего проекта и всего «серого» сегмента благотворительности? Исследование Sber Private Banking и Frank RG показало, что «новое поколение» (1981–2010 года рождения) в среднем жертвует сейчас чаще, чем беби-бумеры и «иксы» (1946–1980 года рождения). Интересно, что представители этого поколения узнают о благотворительных инициативах в основном в социальных сетях, но при этом 67% опрошенных предпочитают участвовать в благотворительности непублично. Самое популярное объяснение: «Добрые дела не должны быть публичными».
* В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.
Создание музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского» в Петербурге
Место/регион: Санкт-Петербург
Предприниматель: Максим Левченко
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 8*
Деятели культуры и меценаты пытались открыть музей Иосифа Бродского в Петербурге с 1999 года. Для этого был создан специальный фонд, которому удалось выкупить четыре из пяти комнат коммуналки в доходном доме Мурузи, где поэт жил с родителями с 1955 по 1972 год. Но реализовать идею не удавалось, в том числе и потому, что владелица последней комнаты не соглашалась ее продать. Дело сдвинулось, когда к нему подключился девелопер, управляющий партнер Fort Group Максим Левченко: в 2018 году он выкупил соседнюю квартиру (за 35–36 млн рублей, по оценкам экспертов), примыкающую к комнатам семьи Бродского, и ее присоединили к мемориальной части. С несговорчивой соседкой Левченко договорился и отгородил от нее музейное пространство, теперь у нее отдельный вход.
В январе 2020 года бизнесмен открыл частный музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского», в феврале туда начали водить экскурсии. Он признавался, что никогда не был фанатом поэта, хотя и считает его гением. Для создания музея надо быть не восторженным поклонником, а хорошим менеджером, убежден Левченко. Он сам ничего не понимал в музейном деле, поэтому нанял специалистов, которые разработали несколько проектов музея, из них выбрали лучший. «У нас сохранилось подлинное пространство, оно было не тронуто — окна, лепнина, элементы декора, двери и даже обои и стены. Главное решение было принято в ходе реставрации: мы не привносим никаких вещей того времени и не создаем съемочный павильон», — рассказывал предприниматель.
Музей быстро стал популярным, а для туристов — часто и обязательным при посещении Петербурга. При нем появились научная библиотека, книжный магазин и бар «Конец прекрасной эпохи». Здесь проводят лекции, экскурсии и спектакли. Билеты раскупают заранее, хотя не все события связаны с Бродским: бывают научные лекции, например «Под пение сверчков: насекомые с точки зрения Японии». У дома Мурузи богатая литературная история, здесь жили писатели Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Даниил Гранин.
* Здесь и далее: исследование «РИА Рейтинг» за 2024 год.
Памятники, спортплощадки и развитие туризма в Вологодской области
Место/регион: Великий Устюг / Вологодская обл.
Предприниматель: Виктор Чучин
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 58
Виктора Чучина в Великом Устюге знают все — он здесь родился, работал генеральным директором компании «Устюггаз». В 60 лет вышел на пенсию и вместо того, чтобы отдыхать, развернул бурную деятельность — создал свою компанию, выручка которой сейчас достигает 2 млрд рублей в год, и занялся благотворительностью, вкладывая в различные социальные проекты 12–15 млн рублей в год. И это не считая инвестиций в восстановление Георгиевского храма и создание музейного комплекса «Заречный кварталъ 1840» в Вологде.
Чучин дарит городам уличные спортплощадки, спонсирует музеи, поддерживает спортивные команды, инвестирует миллионы в реконструкцию стадиона в Великом Устюге. «Когда наша компания начала заниматься газификацией в других регионах, я увидел, что заказчики по-разному ведут дела: кто-то долго не расплачивается за построенный объект, другие работают честно», — объяснял Чучин. Поэтому он решил награждать за выполненные обещания, но не заказчиков, а города — дарить спортплощадку с тренажерами. «Почему бы не поделиться прибылью и не сделать что-то полезное, оставив после себя хороший след?» — рассуждает он.
Предпринимателю хотелось бы, чтобы в Великий Устюг туристы приезжали не только из-за Деда Мороза, «вотчина» которого здесь расположена. У города интересная история, но ее нужно дополнять инфраструктурой: местами для прогулок, развлечениями. Поэтому Чучин устанавливает памятники, запускает необычные проекты вроде туристического велобара или пивного спа, проводит деловые ужины.
Еще в начале 2000-х Чучин вместе с партнером выкупил великоустюгский пивоваренный завод «Бавария», созданный 150 лет назад. «Тогда он лежал на боку, никому не был нужен», — вспоминает предприниматель. Теперь здесь налажено производство около десяти видов напитков. А фирменный магазин завода в виде огромной дубовой бочки на конкурсе Минпромторга в 2022 году назвали лучшей торговой точкой России.
Спасение финской исторической усадьбы под Выборгом
Место/регион: Выборг / Ленинградская обл.
Предприниматель: Илья Слепцов
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 6
Жизнь питерского хирурга-эндокринолога и основателя небольшой медицинской сети Ильи Слепцова сильно изменилась после того, как он решил купить дачу. В 2016 году доктор откликнулся на объявление о продаже «объекта ИЖС» в живописном месте под Выборгом. Когда он приехал на берег Финского залива, чтобы на него посмотреть, оказалось, что это разрушенная старинная усадьба Киискиля. Поместье — полусгнивший господский дом с хозяйственными постройками на участке 900 соток — имело статус объекта культурного наследия, что могло создать множество проблем при его восстановлении, но это не остановило Слепцова. Он говорит, что ему всегда было обидно видеть, как разрушаются старинные здания и с ними исчезает история.
Усадьба продавалась за 20 млн рублей, таких денег у врача не было. Слепцов еще в 2010 году открыл свой первый частный специализированный медицинский центр, сейчас их пять: три в Санкт-Петербурге и два в Выборге. Но сверхдоходов они не приносят. Он договорился с продавцом о покупке поместья в рассрочку с условием, что откроет в нем музей. Слепцов — востребованный хирург, он проводит по 700 операций на щитовидной железе в год, а все свободное время теперь уходит у него на реставрацию усадьбы. Он тратит только собственные деньги, поэтому все работы ведутся медленно, зато очень тщательно.
С 2023 года в усадьбу начали водить экскурсии, хотя в главном здании строительные и отделочные работы еще не закончены. Но уже отреставрирован гранитный погреб, по старинным фото воссоздана беседка в парке и еще несколько небольших построек. В 2024-м усадьбу посетило около 7000 человек, но до окупаемости еще далеко. Слепцов собирается создать здесь, в 15 минутах езды от Выборга, целый культурный комплекс: музеи, выставочный зал, конференц-центр, ландшафтный парк, виноградник и аптекарский огород. «С возрастом руки теряют твердость, и я не смогу оперировать. Поселюсь здесь, буду читать лекции, проводить конференции», — поделился планами хирург.
Создание образовательного центра и парка развлечений в Воронежской области
Место/регион: Нелжа / Воронежская обл.
Предприниматель: Роман Маньков
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 11
Роман Маньков — владелец нескольких промышленных компаний, 20 лет назад он основал завод, выпускающий дымоходы из нержавеющей стали под маркой Ferrum. В 2015 году вместе с женой Василисой Ферингер он переехал из Воронежа в старинное село Нелжа в 44 км от города. Здесь родилась и училась мать Романа.
Обосновавшись в Нелже, супруги купили заброшенную двухэтажную школу, красивое кирпичное здание 1913 года постройки. Поначалу у них не было идей, как его использовать, просто было жаль, что оно разрушалось. Когда занялись восстановлением, решили открыть здесь детский образовательный культурно-досуговый центр. И сейчас в дореволюционную школу вернулась жизнь: работают мастерские живописи, лепки, проводятся мастер-классы, лекции и научные шоу. Появился собственный выставочный зал, где разместили коллекцию традиционной глиняной игрушки — более 3500 экспонатов.
Возле школы Роман и Василиса построили детскую игровую площадку. «У нас самих четверо детей, — объясняла Василиса Ферингер. — Теоретически мы могли бы все это оборудовать на участке своего дома, но ведь куда интереснее играть вместе с другими детьми». Из этой площадки потом вырос настоящий парк развлечений «Нелжа.ру», для этого супруги выкупили соседние участки, всего 7 га. Стоявшие здесь старинные крестьянские дома отреставрировали — в них теперь музейный комплекс «Соколов хутор». На территории появилась резиденция Деда Мороза Черноземья, кафе. Всего в парк супруги инвестировали более 200 млн рублей.
Место позиционируется как «круговорот чудес и приключений круглый год». В штате 63 сотрудника, среди них есть экскурсоводы и актеры, которые развлекают посетителей. Вход в парк бесплатный: можно заглянуть в домик лешего, землянку лесника, пообщаться с животными на скотном дворе. Но есть и платные развлечения — каток, аттракционы. Гостей катают на тройках с орловскими рысаками, для них устраивают познавательные шоу-программы с актерами, посещение выставочных пространств и инсталляций.
Поддержка детского спорта, художников и скульпторов в Смоленской области
Место/регион: Катынь / Смоленская обл.
Предприниматель: Олег Аксенов
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 48
Олег Аксенов родился в деревне Власово-Слобода Смоленской области. Потом переехал в поселок Катынь, расположенный в 23 км к западу от Смоленска, и работал там учителем физкультуры в школе. В 1990-х Аксенов основал агрокомпанию «Олакс», а в 2008 году — «Агрофирму-Катынь». СМИ даже называют его смоленским Грудининым (Павел Грудинин — директор знаменитого «Совхоза имени Ленина» в Подмосковье).
Аксенов, как бывший спортсмен, считает особенно важным поддерживать спорт в регионе. Во многом благодаря его усилиям в Катыни есть своя спортивная школа: дети здесь бесплатно занимаются в построенном на его средства спортзале. В штате три тренера — по вольной борьбе, рукопашному бою и биатлону.
А еще Олег Аксенов стал покровителем искусства: в цехах компании «Олакс» работают скульпторы, художники и архитекторы со всей России. «Для их комфортного пребывания и плодотворной работы созданы все условия. Функционируют гостиница и кафе, рядом с литейным цехом находится просторный и светлый цех увеличения скульптурных композиций, организована служба доставки готовых изделий к месту назначения», — сказано на сайте мастерской. На литейном производстве отливают по моделям памятники, они теперь стоят не только в российских городах, но и в Европе. Здесь был создан знаменитый мемориал «Журавли», посвященный памяти советских солдат, погибших в боях подо Ржевом.
«Вся моя жизнь прошла в этом поселке, мои предки, о которых я знаю из архивных источников, жили здесь 300 лет и похоронены на этой земле, и я хочу оставить после себя добрую память», — говорил предприниматель.
Превращение болота под Екатеринбургом в тематический парк
Место/регион: Светлый / Свердловская обл.
Предприниматель: Наталья Ларионова
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 15
Основательница уральского турагентства «Детское бюро путешествий» Наталья Ларионова вместе с дочерью Алисой открыла под Екатеринбургом тематический «Парк сказов». В него они инвестировали около 600 млн рублей — в основном собственные средства и 100 млн рублей, полученных по гранту. Теперь парк стал одной из главных точек притяжения для туристов в регионе.
Наталья Ларионова еще с детства мечтала создать парк по мотивам «Уральских сказов» Павла Бажова. В старших классах она подрабатывала на почте, на первую зарплату купила эту книгу и представляла, как будет ездить по деревням и собирать сказы сама. Реализовать идею решила в 2013 году, когда туристический бизнес начал приносить хороший доход. Найти для проекта землю удалось с трудом — чиновники отнеслись к нему с недоверием. После нескольких попыток Ларионовым выделили под парк участок площадью 5,5 га рядом с поселком Светлым на берегу реки Исети. «Там было заросшее болото, заваленное мусором. Первый год мы просто созерцали весь этот ужас, не понимая, с какой стороны начинать», — вспоминала Алиса Ларионова.
К участку подвели коммуникации, подтянули ЛЭП, проложили дороги. Сначала построили «Уральское подворье», воссоздающее быт крестьянской семьи, дом Данилы-мастера, шалаш Лешего и избушку Бабы-яги. Парк населили персонажами, которые развлекают детей и взрослых. Позже в сказочной деревне появилась часовня с колоколами, гостиница и домики для проживания, стилизованные под норы и хатки диких животных. Теперь в парке могут разместиться 130 человек. Главным зданием стала резиденция Урал Мороза — этого персонажа придумала сама Наталья. Он стал так популярен, что теперь дети перед Новым годом пишут ему письма.
В 2024 году «Парк сказов» посетило 60 000 гостей, по итогам 2025-го ожидают более 75 000 человек. Сказочная территория расширяется — к освоенным 5,5 га планируют добавить еще 17 га, и тогда здесь появятся термальные бассейны и лесные тропы для дальних прогулок.
Реконструкция тюремного замка и открытие музея в Боровске
Место/регион: Боровск / Калужская обл.
Предприниматель: Светлана Шорохова
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 12
Жительница Боровска Светлана Шорохова в 2020 году выкупила за 5 млн рублей тюремный замок, построенный в 1866 году. Он стоял в центре города и постепенно превращался в руины. Шорохова родилась в Боровске, сейчас ей принадлежат гостиница «Жемчужина» и торговые площади в городе. За три года она восстановила царскую тюрьму, вложив в проект около 60 млн рублей. Сейчас здесь музей, посвященный истории Боровска и тюремной тематике. На территории появились арт-объекты, в камерах — выставочные залы, где можно увидеть работы современных художников. Шорохова пригласила известного местного художника Владимира Овчинникова, который расписал стены бывшего каземата, наняла экскурсоводов. Приехать сюда можно даже без записи, гиды работают без выходных. Есть арт-экскурсии, исторические туры и экскурсии, посвященные боярыне Морозовой, которая скончалась в Боровске в XVII веке.
Вокруг восстановления тюремного замка разгорелись настоящие войны районного масштаба. «Пять лет замок стоял заброшенным, никому не нужным, а после того, как я занялась им, на меня начал писать жалобы руководитель местного ВООПиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры)», — рассказала Шорохова в беседе с Forbes. Общественники, по ее словам, тормозили реконструкцию, ей пришлось выступать ответчиком в судах, платить штрафы, из-за этих проволочек замок для экскурсантов открылся только в 2023 году, позже намеченного срока.
Общественники уверяют, что новая владелица Боровского замка допустила нарушения: установила в объекте культурного наследия пластиковые окна, теплый пол, нарушила объем крыши, устроив смотровую площадку. «Замок стоял несколько лет вообще без кровли, здание погибало, а меня обвиняют в том, что нарушен объем крыши», — отвечает на это Шорохова. Со смотровой площадки теперь открывается красивый вид на город и реку Протву. А музей посещают несколько сотен туристов в неделю.
Строительство парка развлечений в Челябинской области
Место/регион: Сатка / Челябинская обл.
Предприниматель: Юрий Китов
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 20
Главная достопримечательность Сатки — развлекательный комплекс «Сонькина лагуна» на берегу городского пруда, который называют уральским Диснейлендом. А на острове стоит стилизованный средневековый городок с рыцарским замком, подвесным мостом и фонтанами. Построил все эти чудеса местный предприниматель Юрий Китов.
Сатка — моногород, который вырос вокруг комбината «Магнезит», выпускающего огнеупорные материалы. Юрий Китов здесь родился, работал на комбинате, потом основал научно-производственное объединение «Зюраткуль», в которое сейчас входят четыре швейные фабрики. Создать сказочный городок предприниматель задумал давно. В 2003-м на берегу озера Зюраткуль, в 35 км от Сатки, появилась его «Китовая пристань» с острогом, замком, избушкой на курьих ножках, постоялым двором и причалом с пришвартованными бригантинами. Вход для всех желающих был бесплатным. Но в 2012 году из-за конфликта с местным чиновником Китову пришлось закрыть пристань.
После демонтажа пристани он развернул бурную деятельность в родной Сатке. Построил на берегу пруда целую улицу с отелями и ресторанами и создал новый парк «Сонькина лагуна». В одном из домов в стиле барокко разместился офис компании Китова, рядом открылись ресторан и гостиницы «Старый город» и «Серебряное копытце». Променад по этой улице с фигурами героев советских мультфильмов, греческими статуями, арт-объектом с топлес-мотоциклистками и памятником Гагарину — уже аттракцион. Чтобы увидеть созданное Китовым, в летние месяцы Сатку посещают тысячи туристов.
В сезон бывает, что к нему в гости приезжает по 15 автобусов с туристами каждый день. «Все равно он не окупается, — рассказал предприниматель. — Годовая выручка около 40 млн рублей, а вложил я в этот парк уже больше 700 млн рублей».
