FT сообщила о росте китайского экспорта в страны Юго-Восточной Азии из-за тарифов США
Экспорт из Китая в страны Юго-Восточной Азии растет почти вдвое быстрее, чем за последние четыре года, из-за тарифов США, пишет Financial Times. Поставки китайских товаров в Индонезию, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Малайзию и на Филиппины в январе-сентябре 2025 года увеличились на 23,5% по сравнению с тем же периодом 2024-го — с $330 млрд до $407 млрд. Экономисты отметили, что рост показателя может быть связан с попыткой обойти американские пошлины — средняя ставка для китайских товаров в США составляет 47%, во многих странах Юго-Восточной Азии — около 19%
Китайский экспорт в Юго-Восточную Азию растет почти вдвое быстрее, чем за последние четыре года, на фоне торговой войны президента США Дональда Трампа с Пекином, пишет Financial Times. По данным ISI Markets, на которые ссылается газета, за январь-сентябрь 2025 года поставки товаров из Китая в Индонезию, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Малайзию и на Филиппины увеличились на 23,5% по сравнению с тем же периодом 2024-го — с $330 млрд до $407 млрд.
Таким образом, за последние пять лет экспорт из КНР в указанные страны удвоился, а торговый профицит Китая с регионом в этом году достиг рекордного уровня. Рост экспорта в 2025-м почти вдвое превышает среднегодовой темп в 13%, фиксировавшийся в предыдущие четыре года, добавила газета.
FT отметила, что Китай давно критикуют за поставки дешевых товаров на рынки Юго-Восточной Азии из-за негативного влияния на местных производителей. Однако «общий китайский шок, который продолжается уже несколько лет, в этом году был усилен отклонением от американских тарифов», заявил ведущий экономист аналитического центра Lowy Institute Роланд Раджа.
По данным экономистов, последняя волна экспорта может быть связана с попытками обойти высокие тарифы США на китайские товары — в Соединенных Штатах пошлины составляют около 47%, в большинстве стран Юго-Восточной Азии — около 19%. При этом США предостерегли азиатские компании от маскировки китайских товаров под местную продукцию, так как такие поставки могут облагаться дополнительными пошлинами за «транзитную переработку» (transshipment) в размере до 40%. Однако неясно, как эти меры работают на практике, подчеркнула FT.
Экономист Роланд Раджа добавил, что в сентябре рост китайского экспорта в страны Юго-Восточной Азии достиг 30% по сравнению с тем же месяцем 2024-го. Несмотря на вытеснение других экспортеров, увеличение потока товаров из КНР положительно сказывается на экономике региона, подчеркнул он. По оценкам специалиста, до 60% китайского экспорта в этом году составили компоненты для продукции, которая потом экспортируется в другие страны.
«Избыток предложения в Китае, особенно в сегменте дешевых потребительских товаров, требует новых рынков сбыта, и Юго-Восточная Азия — самое логичное для этого направление благодаря своей близости, логистике и масштабу», — пояснила экономист и экс-работник малайзийского Института демократии и экономических исследований Дорис Лью. Одним из самых ярких примеров стала автомобильная отрасль: водители региона массово переходят с японских автомобилей Toyota, Honda и Nissan на более дешевые электромобили китайской BYD, добавила газета.
Financial Times отметила со ссылкой на данные PwC, что доля японских производителей на автомобильном рынке в шести крупнейших экономиках региона в первом полугодии упала до 62%, в 2010-х показатель был на уровне 77%. Доля Китая выросла с практически нулевых значений до более чем 5%.
Некоторые страны Юго-Восточной Азии ужесточили правила импорта товаров и рассматривают возможность введения тарифов на отдельные категории продукции, чтобы защитить внутренних производителей от потерь из-за дешевого китайского экспорта, отметило издание. Однако, по мнению Лью, такие меры «точечны» и «временны». «Фундаментальный вывод неизбежен: производителям в Юго-Восточной Азии необходимо модернизироваться или они будут вытеснены. Китайская промышленная экосистема гораздо более инновационная», — подчеркнула она.
США и Китай несколько месяцев ведут переговоры о торговой сделке после обострения отношений в феврале-апреле 2025-го, когда Соединенные Штаты ввели и несколько раз повысили тарифы против КНР. В первый раз американские власти объявили о 10%-ных пошлинах на все китайские товары, в марте показатель был увеличен до 20%, в апреле он составил 54%. Китай отвечал зеркальным введением тарифов, после чего Вашингтон пригрозил 245%-ми сборами.
В мае стороны договорились приостановить действие большинства тарифов на 90 дней, «взаимные» пошлины были снижены. После этого представители КНР и США провели несколько раундов переговоров в Европе, а в конце октября Дональд Трамп и Си Цзиньпин встретились в южнокорейском Пусане на полях саммита АТЭС. По итогам встречи страны приняли решение отложить введение взаимных ограничений на год, общие тарифы на китайские товары в США снизились с 57% до 47%. КНР, в свою очередь, согласилась вновь закупать американскую сою, а также американскую нефть и газ, писал Трамп в Truth Social.
