К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Запертый калий: что изменится для Белоруссии после снятия американских санкций

«Беларуськалий». (Фото Виктора Драчева / ТАСС)
«Беларуськалий». (Фото Виктора Драчева / ТАСС)
США сняли санкции с белорусского хлористого калия — главного экспортного товара страны. Но ограничения ЕС, перекрывшие Минску основной канал вывоза удобрения, остаются, поэтому пока Белоруссии, как и последние четыре года, придется перевозить калий через Россию. Так что даже сейчас значительно увеличить производство и экспорт удобрения страна вряд ли сможет. Как вводили и снимали санкции с белорусского калия и кто от этого окажется в выигрыше в ближайшем будущем, разбирался Forbes

Соединенные Штаты 13 декабря объявили о снятии санкций с белорусской калийной отрасли — одного из главных источников валютных доходов Минска. Об этом заявил после переговоров с белорусским президентом Александром Лукашенко спецпосланник США по Белоруссии Джон Коул. «В соответствии с указаниями президента Трампа США снимают санкции с калия. Думаю, это очень хороший ход со стороны США для Белоруссии. Мы их снимаем сейчас», — цитирует Коула белорусское государственное агентство новостей БЕЛТА. 

В ответ Лукашенко выпустил из тюрем 123 человека, осужденных за «шпионскую, террористическую и экстремистскую деятельность». Среди помилованных — представители белорусской оппозиции.

Неожиданностью это не стало. The New York Times еще в феврале 2025 года сообщала, что США и Белоруссия могут заключить «большую сделку», в рамках которой Минск освободит «множество» политических заключенных, в том числе «видных деятелей», а Вашингтон взамен готов ослабить санкции в отношении белорусских банков и хлористого калия.

 

В понедельник, 15 декабря, Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) опубликовало генеральную лицензию, отменяющую действовавший более четырех лет запрет на сделки с белорусскими государственными компаниями «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания» (БКК), а также с дочерней компанией БКК «Агророзквит» и другими предприятиями, в которых доля этих трех компаний составляла 50% или более.

Как вводили санкции 

Bloomberg напоминает, что хлоркалий — единственное полезное ископаемое, которым в достатке обладает Белоруссия, и один из ее ключевых экспортных товаров. «Беларуськалий», пишет агентство, входит в четверку крупнейших мировых производителей этого удобрения наряду с российским «Уралкалием», канадской Nutrien и американской Mosaic. 95% всего производимого в мире хлористого калия используется как удобрение, стимулирующее рост растений, повышение их урожайности и устойчивость к болезням, а также снижающее потребление ими влаги. Также хлоркалий применяется в производстве различных химикатов.

 

В 2021 году на долю Белоруссии приходилось порядка 20% мирового производства хлористого калия. Но 9 августа 2021 года OFAC ввело блокирующие санкции против «Беларуськалия», на тот момент одного из крупнейших в мире производителей калийного удобрения. 

2 декабря 2021 года OFAC включило в черный список и «Белорусскую калийную компанию» (БКК), и ее дочернее предприятие на Украине «Агророзквит». Учрежденная в 2005 году БКК была эксклюзивным продавцом продукции российского «Уралкалия» и «Беларуськалия» и контролировала около 42% мирового рынка калийных удобрений. На протяжении восьми лет, до 2013 года, обе компании согласовывали объемы продаж, регулировали добычу калия и таким образом держали высокие цены для потребителей. 

Но в конце июля 2013 года генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер объявил о прекращении продаж через БКК, что привело к развалу картеля, трехмесячному аресту самого Баумгертнера в Минске, долгим переговорам на высшем уровне, а затем к смене собственников «Уралкалия». Сейчас основной акционер компании — миллиардер Дмитрий Мазепин, выкупивший акции у прежних владельцев, Сулеймана Керимова и Дмитрия Лобяка, и сделавший «Уралкалий» дочерним предприятием своего холдинга «Уралхим». 

 

Тем же распоряжением 2021 года OFAC внесло в санкционный список компанию «Славкалий», которая только собиралась производить удобрения, а также принадлежащий ей люксовый вертолет, которым, по данным OFAC, пользовался президент Александр Лукашенко для перелетов между своей загородной резиденцией и Минском.

«Славкалий» в 2011 году основал российский миллиардер Михаил Гуцериев, который в 2021 году, после введения в отношении него санкций ЕС, передал контроль брату Саит-Саламу.

В ноябре 2024 года Гуцериев в интервью Forbes Talk подтвердил, что «Славкалий» был Минском национализирован. Его группа «Сафмар» вложила в проект по строительству в Белоруссии Нежинского горно-обогатительного комбината $500 млн, рассказывал предприниматель. Но из-за санкций Государственный банк развития Китая отказался от финансирования проекта, и он был заморожен. Сейчас строительством Нежинского ГОКа проектной мощностью до 2 млн т хлористого калия в год занимается государственная компания «Недра Нежин», которой Лукашенко поставил задачу запустить его весной 2026 года.

Запуск нового ГОКа в Белоруссии сейчас — не лучшее решение из-за не определенных до конца возможностей белорусского экспорта удобрений, говорит независимый аналитик Максим Шапошников. «Думаю, старт может быть задержан, да и выход комбината на полную мощность может затянуться», — добавляет он.

Калий под санкциями

До введения санкций Белоруссия экспортировала хлористый калий более чем в 100 стран, в основном в Китай, Индию и Бразилию. На долю ЕС и США приходилось около 15% этих объемов. Основным экспортным каналом был литовский порт Клайпеда. Но в феврале 2022 года Литва, не дожидаясь санкций ЕС, введенных лишь через месяц, остановила транзит. Белоруссия стала вывозить хлористый калий через Россию. В 2024 году для экспорта использовалось 20 российских портов Балтийского, Азовского, Каспийского и Черноморского бассейнов, к тому же Россия предоставила Белоруссии 10–40%-ные скидки на железнодорожные перевозки. 

 

Основной поток белорусского экспорта сейчас идет через глубоководный порт Бронка в Ленинградской области. В июле Лукашенко на встрече с делегацией Санкт-Петербурга заявил, что Минск в этом году планирует перевезти через Бронку около 7 млн т грузов. Он сказал, что Белоруссия в перспективе планирует построить терминал в Мурманской области. В 2024 году из Бронки было отправлено 5,8 млн т белорусских удобрений, на 78,8% больше, чем в 2023 году.

До 2021 года Белоруссия экспортировала 10–12 млн т хлористого калия в год. С лета 2022 года статистику производства хлористого калия публиковать перестали. Но в мае этого года Лукашенко заявил, что продажа белорусских калийных удобрений вышла на досанкционный уровень, хотя конкретных цифр не привел. 

Производство «Уралкалия» в 2024 году, согласно отчету, составило 12,9 млн т. Другой российский производитель, «Еврохим», выпустил в прошлом году 3,7 млн т этого удобрения. Канадская Nutrien изготовила в 2024 году 14,2 млн т. Американская Mosaic не сообщила об объемах производства, но указала, что объем ее продаж в прошлом году составил 8,7 млн т. 

Балтийские ворота для калия

Снятие Вашингтоном санкций мало что изменит для Минска, пока ЕС не отменит запрет, лишивший Белоруссию доступа к литовскому порту, считает Bloomberg. 

 

«Санкции ЕС еще действуют и распространяются как на импорт, то есть на заключение контрактов с компаниями, так и на транзит, — сказал министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис в интервью радио LRT. — Пока санкции остаются в силе, такая деятельность не может осуществляться в Литве, Латвии или Польше».

«ЕС от своих санкций в ближайшее время вряд ли откажется, хотя решение правительства США в отношении «Беларуськалия» является своеобразным сигналом: «Ребята, мы снова дружим с Белоруссией, можете и вы дружить», — говорит независимый аналитик Леонид Хазанов.

Советник президента Литвы по национальной безопасности Дейвидас Матуленис допустил в будущем возможность снятия ЕС и Литвой санкций в отношении «Беларуськалия». «Вашингтон может оказать давление на Брюссель и Вильнюс с целью отмены ограничений», — сказал Матуленис журналистам после заседания Государственного совета обороны Литвы 15 декабря. Пока, по его словам, Литва этого не ощутила. Но со временем «нужно будет обсудить этот вопрос, оценить и принять наиболее подходящее решение», добавил советник президента.

​С отменой американских санкций рынок сбыта белорусских удобрений расширяется, помимо азиатского направления, «Беларуськалий» сможет отгружать продукцию в США, констатирует Шапошников. По его словам, Вашингтон может вынудить ЕС позволить Минску возобновить экспорт как через литовскую Клайпеду, так и через латвийский Вентспилс. Оттуда Минск экспортировал часть удобрений до 2008 года, пока полностью не переключился на литовское направление. Достаточно близко к Белоруссии расположен и эстонский порт Мууга, где есть свободные мощности для погрузки удобрений на суда, напоминает Шапошников. В этом случае логистика белорусского хлористого калия может существенно упроститься, поскольку отгрузки через российские порты менее удобны из-за расстояний. Страны Балтии заинтересованы в увеличении доходов местных портов, добавляет Шапошников. «Но путь к ним откроется только в случае, если США убедят ЕС отменить санкции», — уточняет он. 

 

В возможности такого решения сомневается директор аналитического агентства «СовЭкон» Андрей Сизов. «Вряд ли Дональд Трамп будет давить на ЕС, чтобы восстановить экспорт белорусского калия через Клайпеду, что было бы самым удобным, быстрым и дешевым решением для Минска, — сказал он Forbes. — Для Трампа приоритетом в этой части света являются переговоры с Киевом, Брюсселем и Москвой, а также судьба российских активов. Он уже показал, что Вашингтон может при желании оперативно отменить часть своих санкций для тех, кто с ним сотрудничает. Этого для него более чем достаточно».

«Беларуськалий», БКК и Европейская комиссия на момент выхода материала не ответили на запрос Forbes.

Кто выиграет от снятия санкций?

Для «Беларуськалия» снятие санкций США имеет как минимум два плюса: доступ на американский рынок минеральных удобрений и возможность вести расчеты с потребителями в разных странах мира, не оглядываясь на действующие ограничения, говорит Хазанов. Если страны Балтии не откроют свои порты для Белоруссии, транзит хлористого калия через Россию возрастет до 12 млн т в год с 10 млн т, ожидаемых по итогам 2025-го, отмечает он. 

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2024 году экспорт белорусского хлоркалия составил 11,3 млн т, РЖД и порты в целом справляются с отправкой белорусских удобрений, говорит Шапошников. «Думаю, что строительство нового порта в Мурманске не потребуется, достаточно будет перепрофилировать простаивающие там мощности, которые серьезно недозагружены из-за низких экспортных цен на уголь», — отмечает он.

 

Вашингтону поставки белорусского калия позволят снизить ввоз удобрений из Канады, на которую сейчас приходится не менее 60–70% общего импорта в США. К тому же можно добиться от Канады снижения цен, отмечает Хазанов. А руководитель проектов консалтинговой компании «Имплемента» Евгения Попова напоминает, что недавно Дональд Трамп говорил о возможном увеличении пошлин на удобрения из Канады. До введения санкций поставки из Белоруссии в США были незначительными — около 5% общего объема всего экспорта. «Однако сейчас они могут стать рычагом для переговоров с Канадой о цене», — рассуждает Попова.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Проиграет ли Россия?

Из-за снятия санкций с Белоруссии конкуренция на мировом рынке может ужесточиться, говорит Хазанов. По сути, у российских компаний и «Беларуськалия» одни и те же ключевые рынки — Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Таиланд и некоторые другие страны, напоминает он. «Цены на хлористый калий при подобном раскладе могут снизиться на 10%, но вряд ли больше», — считает он.

По данным Всемирного банка, мировые цены на хлористый калий в ноябре 2025-го поднялись по сравнению со средними значениями 2024 года более чем на 20%, до $353,8 за тонну, хотя и оставались значительно ниже уровня 2022 года в $863,4 за тонну.

Поскольку сейчас на американский рынок поступает российский хлористый калий, возможное появление там конкурентов снизит цены, говорит Шапошников. «С другой стороны, Белоруссия сейчас заключает контракты с китайскими и индийскими покупателями по довольно низким ценам, что уже негативно влияет на весь рынок. И если у Минска появится альтернатива в виде рынка США, то, возможно, он уже не будет сильно занижать цены для Китая и Индии, что даст российским игрокам шанс на более высокие ценовые уровни в Азии», — рассуждает эксперт.

 

После ввода санкций и перенаправления торговых потоков «Беларуськалий» почти достиг предела возможности производства, считает аналитик информационно-аналитической компании Morningstar Сет Голдстайн. «Если некоторые объемы калия из Белоруссии и будут вновь экспортироваться в США, это не должно сильно повлиять на предложение и спрос на калийные удобрения в мире и, соответственно, на цены», — сказал он Reuters.

В ближайшее время значимых изменений на мировом рынке ожидать не следует, считает и Сизов из «СовЭкона». Но он полагает, что дело в логистике. «Все поставки идут через российские порты и российскую железную дорогу. Лишнего места для белорусских удобрений там нет. Расширят ли и когда порт Бронка или Мурманск — не так важно, этот процесс может занять годы», — отмечает он.

Попова из «Имплементы» также указывает, что балтийские порты приняли на себя основной объем экспортируемых Белоруссией удобрений — около 9 млн т. Но из-за недостатка специализированных перевалочных мощностей Белоруссия вынуждена использовать контейнерные перевозки и даже прибегать к сухопутному экспорту, который, по оценкам «Имплементы», составляет около 2 млн т в год. Пропускная способность железных дорог остается узким местом для увеличения транзита, говорит Попова. 

«Уралкалий», «Еврохим» и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) от комментариев отказались.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+