Не хочется, но надо: перестанет ли Европа покупать нефтепродукты из российского сырья

21 января вступил в силу запрет на импорт в ЕС нефтепродуктов, произведенных третьими странами из российского сырья. Эмбарго было установлено 18-м пакетом санкций Евросоюза еще в июле 2025 года с отсрочкой на полгода. Глава дипломатии ЕС Кая Каллас назвала введенные ограничения одними из самых жестких. Но опрошенные Forbes эксперты уже тогда высказали сомнения в эффективности санкционных мер, ссылаясь на то, что жесткость запрета компенсируется сложностью контроля за его исполнением.
Эмбарго Евросоюза затрагивает в первую очередь Индию и Турцию, говорит руководитель аналитического центра Mind Money Игорь Исаев. Именно эти страны стали основными переработчиками российской нефти и поставщиками полученного из нее топлива на европейский рынок после введения запрета на прямые поставки из России, отмечает он.
Никому не нужный запрет
Выполнение требований ЕС не выгодно ни самому Союзу, ни поставщикам продуктов из российской нефти, считает независимый аналитик Максим Шапошников. Компании стран-переработчиков получают выгоду от покупки сырья, которое поставляется с большими скидками. ЕС же не заинтересован в поисках альтернативных поставщиков, чья продукция может обойтись ему значительно дороже, обращает внимание эксперт. Так что поставки продолжатся, а ограничения сохранятся лишь на уровне деклараций, считает Шапошников.
Европа, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, может выбирать: либо жестко давить на государства, перерабатывающие российскую нефть, либо закрывать глаза на то, из какого сырья их продукты производятся. «Мы верим Индии, что она поставила топливо из нефти Сингапура или Дубая. Я склоняюсь к тому, что значительная часть нефтепродуктов продолжит идти в Европу», — говорит он.
А по словам Игоря Исаева из Mind Money, запрет ЕС следует рассматривать не как разовую реакцию или политический жест, а как этап долгосрочной стратегии по полному вытеснению России с европейского рынка углеводородов. «Речь идет не о точечном ограничении отдельных потоков, а о постепенной ликвидации даже косвенного присутствия российского сырья в европейской энергетической системе — сначала через прямое эмбарго, затем через закрытие серых каналов переработки в третьих странах», — говорит Исаев.
Митрахович обращает внимание на сближение ЕС и Индии. «Для Европы было бы очень странно рассматривать Индию в качестве союзника, которого можно противопоставить, например, США, и одновременно наказывать ее за то, что она производит топливо из российской нефти», — говорит эксперт. 27 января Индия и ЕС заключили соглашение о свободной торговле. По сообщению Европейской комиссии, это позволит ЕС удвоить к 2032 году экспорт товаров в Индию за счет отмены или снижения индийских ввозных пошлин на 96,6% и сэкономить около €4 млрд в год. ЕС в ответ в течение семи лет уберет или снизит тарифы на 99,5% индийских товаров. «Соглашение является главным образом политическим сигналом о стремлении ЕС расширить число союзников в условиях, когда [президент США Дональд] Трамп подрывает трансатлантические связи», — пишет Bloomberg.
Индии пока не удалось заключить торговое соглашение с США, которые ввели 50% пошлину на импорт индийских товаров из-за закупок страной российской нефти. А Европейский парламент отложил утверждение торгового соглашения с Соединенными Штатами из-за угроз Вашингтона ввести пошлины на товары из восьми стран ЕС из-за их несогласия с планом Трампа установить контроль над Гренландией, хотя американский президент уже от этого намерения отказался.
Как обойти запрет
На долю Индии и Турции, главных экспортеров нефтепродуктов российской нефти, в 2025 году пришлось 15%, или 13,3 млн т, импорта в ЕС дизеля и газойля, рассказал Forbes главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. Исаев из Mind Money ссылается на расчеты аналитической компании Vortexa, согласно которым в 2025 году Индия экспортировала в ЕС 61,2 млн баррелей нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, а Турция — 37 млн баррелей. В общем объеме поставок нефтепродуктов из российской нефти в Европу 60% приходится на дизельное топливо и газойль, за ними следуют нафта (21,6%), бензин (8,9%), авиационное топливо (6,0%) и мазут (3,4%).
Сейчас, говорит Громов, Индия и Турция адаптируются к новым ограничениям, при этом наиболее вероятным вариантом является закупка российской нефти через терминалы, не связанные с экспортом нефтепродуктов в ЕС.
Поскольку покупатели из ЕС должны доказать, что купленные ими нефтепродукты не произведены из российской нефти, был введен такой регламент: европейские страны готовы ввозить нефтепродукты с терминалов, которые не принимали российскую нефть в течение 60 дней, поскольку предполагается, что сырую нефть так долго хранить невыгодно. Однако, отмечает Громов, портовая инфраструктура крупнейших нефтеперерабатывающих регионов Индии (Вадинар и Джамнагар) и Турции (Алиага и Измир) позволяет реализовать вариант, при котором нефть будет закупаться и аккумулироваться в одних терминалах, а нефтепродукты будут экспортироваться из других. В краткосрочной перспективе нефть может храниться в танкерах VLCC (Very Large Crude Carrier), способных перевозить около 2 млн баррелей нефти, суда будут использоваться в качестве плавучих нефтехранилищ, добавляет он.
Российский экспорт нефти снижается
Министр нефти Индии Хардип Сингх Пури 27 января в интервью телевидению Bloomberg сказал, что нефтяные поставки из России снижаются и уже сократились до 1,3 млн б/с со среднего показателя в 1,8 млн б/с в 2025 году. По словам министра, индийское правительство не издавало никаких распоряжений о российском сырье, поэтому компании вправе принимать собственные решения относительно импорта. Он добавил, что Индия в состоянии диверсифицировать поставки, поскольку закупает нефть в 41 стране.
Bloomberg пишет, что в декабре поставки российской нефти в индийские порты резко сократились: до 1,2 млн баррелей в сутки (б/с) с 1,78 млн б/с в ноябре, правда, напоминает, что в последний осенний месяц импортеры активно закупались перед вступлением в силу санкций США в отношении двух крупнейших российских нефтяных компаний — «Роснефти» и «Лукойла». За четыре недели, с 22 декабря по 18 января, согласно расчетам агентства, весь морской экспорт российской нефти составил 3,16 млн б/с, снизившись с 3,7 млн б/с в предыдущие четыре недели (с 24 ноября по 21 декабря).
При этом Bloomberg отмечает резко возросшее количество танкеров с неопределенным пунктом назначения. Суда указывают промежуточные точки, такие как Суэц или Порт-Судан, но некоторые даже после швартовки или отгрузки не сообщают, куда поступила нефть. По данным агентства, на 18 января такие суда перевозили около 1,71 млн б/с нефти по сравнению с 0,54 млн б/с месяц назад, 21 декабря. Объем нефти, находящейся в танкерах в ожидании разгрузки, по данным Bloomberg, на 18 января вырос до 205 млн баррелей по сравнению с 200 млн баррелей 21 декабря.
Российский нефтяной экспорт остается на высоком уровне, говорит Станислав Митрахович из Финансового университета. Согласно графикам Bloomberg за несколько последних лет, отмечает он, бывали периоды, когда Россия экспортировала и меньше. Bloomberg пишет, что российский нефтяной экспорт в Индию упал. При этом агентство признает, что отправка в неизвестном направлении выросла, замечает Митрахович. Очевидно, доказывает он, что топливо предназначено той же Индии, которая просто не хочет этого признавать. Что же касается нефти, которая скапливается в танкерах в море, надо помнить, что возможности России складировать ее на своей территории ограничены, танкеры вполне подходят на роль временных хранилищ, говорит Митрахович.
