К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Порты Балтики предупредили власти о риске остановки экспорта из-за льдов


Сложная ледовая обстановка в Финском заливе и обязательный водолазный осмотр подводной части судов парализовали экспорт через Балтику, предупредили отраслевые ассоциации. Они попросили Минтранс усилить ледокольный флот для Балтики. И на период тяжелой ледовой обстановки ввести мораторий на обязательный водолазный осмотр для неопасных грузов, в том числе контейнеров, металлов, глинозема, угля и удобрений

Сложная ледовая обстановка в Финском заливе и обязательный водолазный осмотр подводной части судов парализовали экспорт через Балтику, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на обращения компаний и отраслевых ассоциаций к властям.

«Предполагается, что в начале марта толщина льда превысит 0,3–0,4 м», — сообщил изданию по этому поводу представитель Минтранса. 

Капитан Большого порта Санкт-Петербурга издал распоряжение: с 16 февраля при достижении толщины льда 15–30 см суда без ледового усиления могут двигаться только под индивидуальной ледовой проводкой, а для судов класса Ice1 введена обязательная ледовая проводка. С 19 февраля при достижении толщины льда 30–50 см суда без ледовых усилений не будут допускаться к плаванию, а суда классов Ice1 и Ice2 смогут заходить в порт только с ледокольной проводкой.

 

Такие же ограничения введены в порту Усть-Луга.

На этом фоне Ассоциация морских торговых портов 10 февраля направила главе Минтранса Андрею Никитину обращение, в котором сообщила, что среднее время проводки одного судна в порт достигло 8–12 часов, и столько же требуется на выход из порта. Ассоциация «Русская сталь» предупредила министра, что сложившаяся ситуация фактически парализует экспорт металлопродукции через морские торговые порты Северо-Западного бассейна.

 

В ассоциации напомнили, что продолжает сохраняться в полном объеме требование о водолазном осмотре с обязательной видеофиксацией подводной части всех судов, входящих в порты Финского залива из-за рубежа. Но сейчас проведение таких осмотров в полном объеме «затруднено и фактически не обеспечено в стабильном режиме», а в районе острова Гогланд и вовсе невозможно из-за сплошного сжатого льда. Среднее время осмотра судов на Балтике с октября по январь составляет 11 часов 27 минут, отметили в АСОП.

В этой связи АСОП попросила Минтранс усилить ледокольный флот для Балтики. И на период тяжелой ледовой обстановки ввести мораторий на обязательный водолазный осмотр для неопасных грузов, в том числе контейнеров, металлов, глинозема, угля и удобрений. 

Российская ассоциация производителей минеральных удобрений (РАПУ), свою очередь, попросила Минтранс разработать мероприятия по хождению судов неледового класса в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга, отметив, что «задержки в погрузке удобрений на экспорт негативно отразятся на производстве».

 

Сложившаяся ситуация показывает, что правила осмотра нужно делать более «живыми», заявил изданию источник в крупной металлургической компании. Он отметил, что руководствоваться в первую очередь следует, конечно, вопросами безопасности, но правила применять более точечно, в зависимости от ситуации, и по возможности «привлекая экспортеров и порты к их донастройке.

Он отметил, что следует проводить обязательный осмотр только судов с опасным грузом или малого водоизмещения.

Управляющий партнер ООО «Инфра Проекты» Алексей Безбородов сообщил Forbes, что, судя по погоде, ситуация продлится еще как минимум две недели. Она не изменится, пока температура не будет хотя бы неделю держаться на уровне от нуля до +1-2°C или хотя бы -1-2°C с ярким солнцем, считает он. По словам Безбородова, основной проблемой являются суда не ледового класса. Осмотры судов водолазами не оказывают существенного влияния на ситуацию, а, скорее, задерживают, указал он.

Контроль за судами, заходящими в акваторию российских портов, был усилен в целях повышения безопасности судоходства в июле 2025 года по указу президента Владимира Путина. Предпосылкой послужил «акт незаконного вмешательства» в порту Усть-Луга в феврале того же года, сообщил РБК со ссылкой на другое письмо АСОП, направленное в администрацию президента России 4 февраля.

Усиленный контроль, введенный после инцидента в Усть-Луге, повысил безопасность портовой инфраструктуры, но создал «серьезные логистические проблемы» и привел к росту издержек из-за увеличения времени обработки судов в портах Северо-Запада, заявил изданию управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. 

 

О взрыве на борту танкера Koala в порту Усть-Луга стало известно 9 февраля. Судно уже готовилось к отплытию, когда в машинном отделении прогремели «три мощных взрыва». Экипаж выбрался на берег, но машинное отделение судна начало затапливать водой. В результате судно село кормой на мель.