Молиться на Китай: примет ли КНР всю отвергнутую Индией российскую нефть

Импорт российской нефти в Китай растет третий месяц подряд. В феврале ее поставки морским путем достигли рекорда: по предварительным оценкам аналитической компании Vortexa Analytics, Китай получит 2,07 млн баррелей в сутки (б/с). Похожие данные у аналитической компании Kpler — 2,08 млн б/с, что выше январского показателя в 1,72 млн б/с на 21,3%.
При этом поставки российской нефти в Индию в январе 2026 года сократились до 1,1 млн б/с, это самый низкий показатель с ноября 2022 года, пишет Reuters, ссылаясь на Kpler. Частные китайские НПЗ начали скупать объемы, предназначенные Индии, со значительной скидкой, сообщает Reuters.
Соглашение с Индией
2 февраля Дональд Трамп объявил, что договорился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди о том, что Нью-Дели прекратит закупать российскую нефть. В ответ США отменят дополнительные 25%-ные пошлины на индийские товары, введенные в августе прошлого года в наказание за приобретение российских энергоносителей. 6 февраля Белый дом опубликовал указ Трампа о снижении пошлин, в котором оговаривается, что США будут готовы восстановить их, если Индия продолжит закупать нефть у России.
Само соглашение о сделке еще не подписано. Министр торговли Индии Раджеш Агравал сообщил 16 февраля, что индийская делегация на будущей неделе отправится в Вашингтон для согласования деталей и рассчитывает на подписание в марте.
Госсекретарь США Марко Рубио, выступая на конференции по безопасности в Мюнхене 14 февраля, не упомянул полный отказ Нью-Дели от российской нефти, сказав, что Индия прекратит лишь «дополнительные» закупки. Там же индийский министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар подчеркнул приверженность страны «стратегической автономии», добавив, что закупки будут основываться на соображениях, связанных с затратами, рисками и доступностью энергоносителей.
Не отказ, а сокращение
Ситуация с Индией выглядит достаточно пессимистично, считает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Алексей Громов. По его оценке, Индия в январе снизила закупки российской нефти до 0,9 млн б/с. Это в два раза меньше, чем прошлогодний максимум в 1,8 млн б/с, достигнутый в ноябре. Еще примерно 365 000 б/с российской нефти в конце января находились на танкерах у побережья Омана или Индии в ожидании того, что их либо примет индийская сторона, либо Китай, говорит Громов.
«Вероятнее всего, объем в 0,9 млн б/с — это максимум поставок, на который мы можем рассчитывать в ближайшие месяцы, — говорит он. — Из них 400 000 б/с получает индийская компания Nayara Energy, где ключевым акционером является российская «Роснефть», поэтому поставки туда продолжатся. Объемы, закупавшиеся государственными индийскими НПЗ, вряд ли сохранятся, в частности, из-за пошлин, которые США могут вернуть».
Скорее всего, поставки российской нефти в Индию в ближайшие месяцы упадут еще в два раза (до 0,45–0,50 млн б/с), то есть фактически, кроме поставок для Nayara, будут ввозиться совсем небольшие объемы для других индийских НПЗ, считает Громов.
Схожая оценка у руководителя аналитического центра Mind Money Игоря Исаева: 0,4–0,6 млн б/с. Хотя индийские представители и говорят, что страна продолжит руководствоваться собственными интересами в сфере энергобезопасности, фактическая динамика закупок указывает на снижение поставок, которое может продолжиться, говорит Исаев.
Грех не воспользоваться
«Ценовой дисконт на российскую нефть Urals в первые десять дней февраля достиг рекордной отметки в $12 за баррель к эталонному сорту Brent с учетом транспортировки и страховки, — говорит Громов. — Это очень много, грех китайским НПЗ таким не воспользоваться».
К тому же, отмечает Громов, Китай временно потерял доступ к венесуэльской нефти, которую раньше получал с большими скидками в качестве оплаты за предоставленные Каракасу кредиты. В Китай, напоминает эксперт, до 2026 года поставлялось от 600 000 до 700 000 б/с венесуэльской нефти. Практически все эти объемы, отмечает Громов, Китай компенсировал за счет российской нефти сорта Urals.
Китай воспользовался значительным дисконтом на российскую нефть и смог возместить потерю доступа к дешевой венесуэльской нефти, согласен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин.
Китай и отвергнутая нефть
С января 2025 года, напоминает Громов, китайское правительство ввело для государственных нефтяных компаний обязательные нормативы объемов складских запасов нефти, и страна продолжает ускоренными темпами накапливать ее в своих стратегических и коммерческих резервах.
«Не исключаем, что такая динамика накопления нефтяных резервов может продолжиться и в 2026 году, это позволит обеспечить дополнительный спрос на российскую нефть», — говорит Блохин.
Китай способен забрать дополнительно 0,5–0,7 млн б/с российской нефти, полагает Исаев из Mind Money. Но дальнейшее наращивание покупок частными НПЗ может быть ограничено устанавливаемыми правительством квотами на импорт сырья, оговаривается он.
Весь объем предназначавшейся Индии российской нефти Китаю заместить не получится, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он, правда, считает, что Индия найдет способы продолжить покупать дешевую российскую нефть через посредников или под видом сырья из других стран. По мнению Митраховича, часть индийских предприятий могут пойти по пути Китая, который иранскую нефть в своей статистике не указывает, там она проходит как малайзийская.
Китай потенциально способен брать основные объемы российской нефти, но это временное явление, говорит Громов из ИЭФ. Пока приостановлены венесуэльские поставки, сохраняются риски перебоев с иранской нефтью, и тот ценовой дисконт, который Россия сейчас предлагает, покупать будут. Но рассчитывать, что Китай на многие месяцы вперед будет рекордными темпами закупать российскую нефть, не стоит. В ближайшие недели — возможно, месяцы — высокие объемы китайских закупок сохранятся, но велика вероятность, что Пекин насытится, перестроит логистические цепочки в отношении венесуэльской нефти и при снижении напряженности вокруг Ирана уменьшит закупки Urals, считает Громов.
«Если мы и дальше будем молиться на Китай как на главного покупателя, российская нефтяная отрасль может повторить иранский сценарий: доминирующий контрагент станет выкручивать нам руки по цене, а мы будем вынуждены соглашаться, иначе объемы российского экспорта резко упадут», — говорит Громов.
Экспорт падает, добыча сокращается
Громов полагает, что по итогам 2026 года вслед за падением экспорта российской нефти может снизиться и добыча. «У России всего три основных покупателя нефти, на которых приходится 98% экспорта: Индия, Китай и Турция, — говорит Громов. — Туда отправляются две трети добычи, которая в 2025 году составила 512 млн т. Если выключается один покупатель, Россия сразу оказывается в тяжелой ситуации».
По мнению Громова, если Россия удержится на плаву за счет перенаправления экспортных потоков из Индии в Китай даже на совершенно невыгодных экономических условиях, падение добычи может оказаться незначительным. Если же экспорт по итогам года провалится, он потянет за собой и показатели добычи, говорит он.
Иcаев из Mind Money соглашается, что добыча нефти может снизиться, но считает это стресс-сценарием, который реален, если Индия сократит закупки до 0,4 млн б/с и если китайские НПЗ не смогут принять всю нефть, от которой откажется Нью-Дели. В базовом варианте, считает Исаев, часть сокращения индийских поставок компенсируют Китай и Юго-Восточная Азия и экспортные объемы останутся относительно стабильными.
