К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Внутренняя сила: как компании находят резервы для сохранения эффективности бизнеса

Фото пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы
Для многих отраслей экономики постоянная трансформация уже стала нормой. Необходимость цифровизации, изменение потребительских привычек, пандемия, санкционные ограничения, резкое сокращение возможностей для привлечения финансирования и разрыв цепей поставок весной 2022 года — новые вызовы возникают постоянно. С какими проблемами сегодня сталкиваются компании из важных для Москвы отраслей: строительство, торговля, транспорт и обрабатывающая промышленность?

В любой отрасли — от производства до строительства или торговли — существуют скрытые потери. Излишние запасы, перепроизводство, ненужная транспортировка, брак и т. д. — все это увеличивает издержки, не добавляя потребительской ценности услуге или конечному продукту. По мнению экспертов, если вовремя не устранить их, компании рискуют оказаться неконкурентоспособными, теряя в эффективности 70–80%.

Начиная с этого года у столичного бизнеса появилась возможность принять участие в национальном проекте «Производительность труда», который помогает компаниям идентифицировать внутренние резервы, отработать стресс-сценарии и найти альтернативы перестройки технологических процессов под текущие реалии отрасли. Для этого в столице было создано Агентство стратегического развития Москвы, на базе которого сформирован Региональный центр компетенций. Участниками проекта могут стать средние и крупные московские компании из пяти отраслей: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля.

«Отмечу, что совместная работа экспертов и столичных предприятий показала высокую эффективность уже по итогам пяти месяцев. За это время к реализации национального проекта приступило семь столичных компаний. Каждая из компаний прошла этап анализа производственных потоков, который позволяет выявить потери, существенно влияющие на показатели эффективности. Так, в число основных проблем московских компаний входят неэффективное использование оборудования и перепроизводство, отсутствие системы складирования и бракованная продукция. Некоторые участники уже приступили к реализации внедрения мероприятий по улучшению эффективности производственных процессов. Например, московский производитель буровых установок сократил время протекания процесса на 22 часа, а производитель бесконтактных аппаратов дезинфекции увеличил эффективность на 53%», — отмечает министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов

Фото пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы

Процесс регулярного пересмотра бизнес-моделей и бизнес-процессов помогает адаптироваться к меняющейся реальности. Вместе с московскими предприятиями и экспертами Агентства стратегического развития Москвы мы проанализировали, с какими сложностями сталкиваются компании сегодня, как ищут внутренние резервы для сохранения эффективности и какие решения им дает участие в нацпроекте «Производительность труда». 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОСТАВЩИКИ 

Обрабатывающая промышленность — одна из пяти приоритетных отраслей, включенных в национальный проект «Производительность труда». В число 4000 потенциальных участников проекта входит около 900 средних и крупных московских предприятий.

Сегодня отрасль сталкивается с перестройкой логистических цепочек и поиском альтернативных поставщиков. Например, один из участников национального проекта столичный завод «Ламбумиз», который практически 50 лет производит упаковку для пищевых продуктов, еще в пандемию стал целенаправленно заниматься поиском отечественного сырья и увеличением эффективности работы. «Мы увеличили закупку российского сырья и объемы производства практически в два раза, сократив при этом все простои оборудования до минимума, упростив дизайны и увеличив минимальный объем тиражей. Благодаря этому мы ни одному из наших действующих клиентов не уменьшили объемы поставляемой продукции, даже нарастили их, а также смогли привлечь новых клиентов», — рассказывает Сергей Ботвин, председатель совета директоров ЗАО «Ламбумиз».

Над эффективностью, считает он, надо работать всегда. Постоянный подбор оптимального сырья, снижение отходов путем правильной раскладки изделий на полотне, изменение графика работы оборудования, дизайна и тиража — далеко не полный перечень мероприятий, которые провела компания за последние годы. Недавно компания стала участником национального проекта «Производительность труда», в рамках которого планирует увеличить эффективность производства нового направления — одноразовой посуды из картона.

По данным Агентства стратегического развития Москвы, подведомственного Департаменту экономической политики и развития города, это не первый случай, когда национальный проект помогает с переналадкой производственных линий для создания новой номенклатуры. Так, например, еще один участник проекта, Московский опытный завод буровой техники, приступил к созданию импортозамещающей продукции — отечественных комплектующих к установкам для бурения скважин.

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

Строительная отрасль, где достаточно длинный строительно-инвестиционный цикл, всегда была сложной с точки зрения и технологий, и огромного количества разнообразных производственных процессов. Большинство крупных застройщиков еще в пандемию серьезно задумалось о повышении их эффективности. Но тогда было понимание, что кризисные явления носят кратковременный характер, при этом меры господдержки создали задел для качественного движения вперед. В этом году к пакету мер поддержки для строительного комплекса добавились методики бережливого производства и создания общих ценностей в рамках национального проекта «Производительность труда». 

Фото Getty

По словам Юлии Итаевой, вице-президента по стратегии и управлению персоналом ГК ФСК, одной из крупнейших девелоперских и строительных компаний в России, в тот момент, когда компания решает, что максимальная производительность труда достигнута, она перестает быть конкурентоспособной. «Только непрерывное развитие и повышение производительности позволяет конкурировать с лучшими компаниями рынка, предлагать клиенту качественный продукт, соответствующий или превышающий его ожидания. При этом компания с самого начала сама должна понять, что ей необходимо заниматься повышением эффективности внутренних процессов. Полезным инструментом для раскрытия потенциала эффективности может стать квалифицированная экспертиза с максимальным погружением в крайне сложные технологические процессы в рамках национального проекта», — отмечает вице-президент по стратегии и управлению персоналом ГК ФСК.

До весны 2022 года компания жила в парадигме активного роста, прорабатывая направления, влияющие на развитие: от продукта и технологий до вопросов увеличения доли рынка, диверсификации и запуска новых видов бизнеса. ГК ФСК создавала собственные структуры в цепочке реализации инвестиционно-строительного проекта, комплектации, отделки, развивала брокерские услуги, региональное направление и т. д. «Весной 2022 года мы столкнулись с существенными препятствиями в вопросах поставки материалов, снижением покупательной способности, ростом стоимости кредитных средств. Это привело к тому, что фокус развития сместился на внутреннюю эффективность, где у компании уже были существенные наработки. Например, сейчас активно идет проект по развитию корпоративного центра и созданию единых методологических подходов в части управления проектами, единой IT-инфраструктуры, централизованных систем финансовой управленческой отчетности, сквозной системы мотивации», — отмечает Юлия Итаева. 

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОЗОК  

Сегодня логистические компании кардинально перестраивают цепи поставок. Некоторые грузы переводят на наземные маршруты, частично товары теперь поставляются через третьи страны, хоть это и увеличивает сроки. Растет и стоимость доставки: перевозка из Европы, например, увеличилась в среднем на 80% за март-апрель 2022 года. 

Компании с большими автопарками столкнулись с серьезным вызовом по обслуживанию автомобилей. Ряд иностранных производителей грузовиков ушел с рынка, дилеры ограничили поставки техники и запчастей, стоимость обслуживания выросла в среднем на 60% за последние два месяца этого года. И здесь опыт пандемии и быстрая перестройка внутренних процессов тоже помогают адаптироваться к новым условиям. 

Например, компания ПЭК, которая уже более 20 лет занимается современной транспортной логистикой, за два последних года научилась перестраивать цепи поставок в режиме реального времени: специалисты компании ежедневно отслеживают ситуацию на погранпереходах, в портах, на ж/д станциях и оперативно переориентируют грузопоток при необходимости. «Мы регулярно тестируем альтернативные маршруты доставки.

Фото Getty

Мы открыли филиал в Армении, запустили дополнительные рейсы из Китая и Беларуси, где у ПЭК также собственные подразделения. Сейчас наша компания сместила фокус на развитие международной логистики, чтобы помочь российскому бизнесу перестроиться. И мы видим, как сотни российских импортеров переориентируются на альтернативных поставщиков, растет спрос на доставку из стран ЕАЭС, Турции, Юго-Восточной Азии, Средней Азии», — рассказывает Вадим Филатов, заместитель директора компании ПЭК. Объем заявок на перевозки из КНР, например, в ПЭК за март-апрель 2022 года увеличился в 2,5 раза.

Эффективности компания уделяет большое внимание. Так, например, компания запустила собственное производство упаковочной тары, где используется более 50% вторсырья — паллетных досок. «Мы уже скорректировали план развития компании в новых реалиях, разработав три основных сценария. Несмотря на кризисные условия, фокус ПЭК — на масштабирование мощностей. Однако поиск точек роста — непрерывный процесс, поэтому готовы пообщаться с экспертом по этому вопросу», — говорит Вадим Филатов. 

Раскрытие внутренних резервов предприятия как раз одна из задач профессиональных экспертов Регионального центра компетенций, которые в рамках адресных мер поддержки нацпроекта «Производительность труда» глубоко погружаются в специфику каждой компании-участника. 

РАЗНИЦА ДЛЯ РОЗНИЦЫ

Основные вызовы для розничных сетей — непредсказуемые скачки спроса в отдельных категориях, необходимость перестройки товаропроизводящих цепочек и поиска поставщиков альтернативных товаров, софта и оборудования в сжатые сроки. При этом розница чувствует свою ответственность за своевременное обеспечение покупателей товарами по доступным ценам. Также для торговли, где основная часть расходов приходится на ФОТ, повышение производительности труда — вопрос уже не только конкурентоспособности, но и сохранения бизнеса.

Ведущие игроки отрасли также отмечают, что в сегодняшних реалиях необходима смена мышления. Пересмотр потребностей и привычных бизнес-процессов сам по себе способствует повышению эффективности. «Всем придется быть намного более гибкими, быстрыми в принятии решений по перестройке процессов. Текущая конъюнктура требует пересмотра подходов, которые применялись раньше», — говорил Андрей Бодров, директор по стратегии и инвестициям «Магнита», в своем выступлении на форуме «Ретейл в России» в апреле 2022 года.

Наряду с этим Иван Мельник, руководитель штаба импортозамещения Х5 Group, отмечает, что пересмотр привычных бизнес-процессов помогает упростить их, сделать более эффективными. Например, анализ оборудования и технологий, которые требуют импортозамещения, показал, что от 6–7% технологических элементов можно будет отказаться. 

Фото Getty

Пересмотр потребностей и привычных бизнес-процессов сам по себе способствует повышению эффективности. Например, сразу становится очевидно, что альтернативы нужно искать не всем товарам и не всем видам оборудования. «Для поиска таких потерь эффективности помогает сравнение показателя своей эффективности с аналогичными игроками рынка. И тут экспертиза экспертов Регионального центра компетенций, глаз которых наметан на определение потерь эффективности, могла бы стать точкой опоры. В целом национальный проект «Производительность труда» стал главным инструментом для стабилизации работы бизнеса. Объясняем руководителям компаний, что покупка нового оборудования, увеличение или сокращение производственной площади и штата не сможет удержать их бизнес даже на текущем уровне. Доносим до предприятий необходимость эффективного использования тех возможностей, которые уже есть. Наш опыт показывает: московский бизнес — весьма гибкий и мобильный в любых условиях, предприниматели с интересом воспринимают новые идеи и с энтузиазмом внедряют их у себя. С начала года более 20 предприятий подписали соглашения с городом для получения адресной поддержки в рамках национального проекта. Среди них производитель энергоэффективного светодиодного освещения, ведущее российское предприятие по производству комбикорма, завод буровой техники, изготовитель мясной продукции, а также крупный производитель кабельных изделий», — отмечает Кирилл Пуртов

Как отмечают в Агентстве стратегического развития Москвы, участниками национального проекта «Производительность труда» могут стать зарегистрированные или работающие на территории Москвы компании с выручкой за предыдущий год не менее 400 млн рублей из следующих отраслей: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля. При этом доля иностранного участия в уставном капитале предприятия не должна превышать 50%. Заявки на участие в проекте принимаются на сайте оператора национального проекта «производительность.рф» с обязательным указанием региона участия «город Москва».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+