К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Цифровая нагрузка: угрозы, решения и приоритеты на будущее

Фото: Вартан Айрапетян
Фото: Вартан Айрапетян
В этом году с уходом большинства зарубежных IT-компаний Россия столкнулась с «идеальным штормом»: компании вынуждены были в кратчайшие сроки трансформировать бизнес-процессы, искать и внедрять российские решения, отбиваться от лавины кибератак и бороться с утечками персональных данных. Участники форума «Пульс цифровизации», организованного FCongress, подводят первые итоги экстренного импортозамещения и делают инвестпрогнозы на будущее.

Мировые тренды

По данным EY, в 2022 году 65% компаний в мире собирались увеличить инвестиции в технологии и готовы были направить на это 5,8% годовой выручки, что на 23% выше показателя 2021 года. Однако бизнес стал более тщательно анализировать возврат на цифровые инвестиции.

Антон Устименко, партнер группы компаний Б1 (новое название российского подразделения EY), приводит сравнительный анализ развития цифровизации по миру и в России, в ковидное время и сейчас. «Совсем недавно для некоторых компаний цифровизации много не бывало, и добивались ее почти что любой ценой. Что мы видим теперь: в первую очередь рост стоимости финансирования и понижение мультипликаторов, в том числе и технологических компаний, потому что ожидания роста скорректировались. Раньше демонстрация обширных цифровых инициатив компанией могла повысить ее оценку через более высокий мультипликатор к прибыли. Сегодня это труднее, потому что мультипликаторы скорректировались вниз вместе со стоимостью финансирования и ожиданиями роста от инвесторов. Сейчас инвесторы и акционеры ждут возврата на капитал. У многих западных компаний вводится такое понятие, как RODI (Return оn Digital Investment) — возврат на цифровые инвестиции», — отмечает Антон Устименко. При этом, согласно недавнему исследованию, многие руководители мировых компаний планируют рост инвестиций в цифру, одновременно собираются измерять RODI и демонстрировать более высокий возврат от цифровых инициатив. Наиболее значимыми инициативами, по словам эксперта, по-прежнему считаются новые бизнес-модели, цифровые продукты и услуги, онлайн-каналы продаж и обслуживания, операционная эффективность, удаленная работа.

На фото: Антон Устименко, партнер группы компаний Б1

«В новой реальности в России, как и в мире, компании будут вкладываться в цифру более прагматично, фокусироваться только на тех инициативах, которые дают максимальный эффект для бизнеса. Из вызовов самым главным у нас стал доступ к технологиям. Актуальная тема для нас — оптимизация цепочек поставок. Также важным вызовом останется доступ к кадрам и компетенциям, особенно когда из страны утекают очень квалифицированные кадры. И безусловно, рост киберугроз приводит к необходимости ответных мер», — говорит Антон Устименко.

Все это подкорректировало прошлогодние планы. Серийный предприниматель и венчурный инвестор, сооснователь CarPrice.ru Эдуард Гуринович отмечает, что импортозамещение и технологический суверенитет — мировые тренды последних лет. «Первым отгородился Китай, до ковида Европа начала регулировать защиту персональных данных граждан, бороться с маркетинговой монополией американских компаний, чтобы деньги и данные сохранялись на территории Евросоюза», — напоминает Гуринович. Россия просто сейчас вынуждена ускориться. По его подсчетам, технологический суверенитет только в софте будет стоить стране 10% ВВП ближайшие два года.

Потерянные бюджеты

Ускорение цифровизации требует сверхусилий. «Большая часть зарубежных компаний, которые работали на российском IT-рынке, одномоментно ушли, оставив отечественные компании без поддержки и привычного сервиса», — рассуждает Игорь Калганов, генеральный директор IT-холдинга «Группа Т1».

Нежелание принять новую реальность приводит к тому, что часть крупных частных и государственных заказчиков продолжает выставлять в тендерных требованиях позиции оборудования, которое к поставке в Россию запрещено. «На многие объявленные конкурсы IT-компании не подают заявки, поскольку не готовы принимать на себя многократно возросшие риски. Следовательно, заказчики не смогут потратить заложенные на текущий год IT-бюджеты, а IT-отрасль недополучит эти средства. Однако эта ситуация станет для отстающих катализатором для смены парадигмы, для более активной адаптации к новым условиям, в которых мы уже работаем и живем. Главный тектонический сдвиг ждет отечественную IT-отрасль скорее всего уже в 2023 году», — ожидает Калганов.

По данным Минфина, к ноябрю 2022 года на национальный проект «Цифровая экономика» было потрачено 42,3% заложенных на него в федеральном бюджете средств — 81,9 млрд рублей из 193,9 млрд рублей. Александр Шойтов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, считает, что страна эффективно справилась с основными вызовами. «Ключевая задача состоит в том, чтобы наша промышленность могла хорошо работать. Импортозамещение произошло. Проблемы остаются, и мы их в течение ближайших года-двух должны решить», — отмечает замглавы Минцифры.

На фото: Александр Шойтов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

В поисках аналогов

Банковский сектор ощутимо пострадал от технологических ограничений, хотя финансовые учреждения получали сигналы от Центробанка начать импортозамещение еще в 2020 году. Тем не менее «Зенит» начал процесс в 2021 году, а на 2023 год заложил на импортозамещение значительный бюджет: нужно менять все системы, по которым пока удалось продлить лицензию. Председатель правления банка «Зенит» Александр Тищенко отмечает, что на российском рынке сейчас много предложений, поэтому вопрос выбора стоит остро. «Ускоренное импортозамещение открывает большие возможности для российских IT-компаний, но у бизнеса есть вопросы к качеству и надежности этих решений. В непростых экономических условиях у бизнеса вырастут дополнительные затраты на внедрение российских аналогов. При этом из-за молодого возраста к отечественным разработкам еще не окрепло доверие, что является одним из барьеров быстрого перехода», — отмечает банкир.

По словам Тищенко, в России много хороших IT-команд, они быстро пишут и предлагают технологичные решения: «В программных продуктах, которые используются ежедневно, у страны есть все шансы заместить и догнать иностранные решения. В то же время прорыв в сфере компьютерного и сетевого оборудования сложнее и потребует иного подхода в целом. Речь о создании принципиально новых технологий, которые откроют новую цифровую эпоху с коренным изменением IT-индустрии».

С ним соглашается Гуринович: «На практике привозится китайское оборудование, клеймо меняется на российское, сборка российская, перепрошивка в продакшен. И это нормально». По его словам, России нужно искать «альтернативные технологии, принципиально другие вычислительные подходы к архитектуре». Гуринович также отметил, что производителям российского софта, чтобы оставаться рентабельными, уже сейчас нужно искать зарубежных партнеров, потому что внутренний рынок России не такой большой.

Кибербезопасность и штрафы

Еще один вызов 2022 года — рекордный рост кибератак на банки, госучреждения и крупный бизнес. Александр Шойтов делит кибербезопасность на три базовых элемента: создание самой системы, создание защиты для противодействия компьютерным атакам и постоянный аудит. «Если система изначально создана плохо, то ее защитить крайне сложно. Поэтому качественную систему нужно выстраивать с самого начала», — подчеркивает замглавы Минцифры.

Отражением кибератак помогают заниматься десятки российских компаний в сфере защиты информации, в том числе «Лаборатория Касперского», Softline, Bi.ZONE, «Ростелеком-Солар», Positive Technologies и другие. По словам генерального директора Positive Technologies Дениса Баранова, на начало года примерно 60% российских предприятий использовало для построения защиты своих компаний иностранные решения IBM, Hewlett-Packard, Cisco, Check Point и так далее. «Большая часть этих решений в один день превратилась в кирпич. Приходят безопасники на работу и видят на экранах: «введите логин, лицензии невалидны». Компании стали слепыми, несколько первых дней атаки останавливать не могли», — рассказывает Баранов. Заменить системы безопасности в компаниях российскими аналогами и наладить работу удалось в течение несколько месяцев. «Наша отрасль является одной из самых подготовленных к тем событиям, которые сейчас происходят», — подчеркивает Баранов.

На фото: Денис Баранов, генеральный директор Positive Technologies

Регулятор планирует подтолкнуть компании серьезно отнестись к защите данных с помощью крупных штрафов: их включат в кодекс об административных нарушениях. «Если компания хорошо защищалась, проводила все меры, необходимые по защите, вовремя уведомила о рисках, то штрафы будут минимальны. А если, наоборот, много данных утекло и это пытались скрывать, то штрафы могут быть большими», — поясняет Шойтов. Значительный вклад в развитие ИБ может внести создание некоммерческой организации Национальный технологический центр цифровой криптографии. По словам Шойтова, она должна начать работу в первом квартале 2023 года и стать площадкой, которая «поможет наладить взаимодействие между IT-компаниями и компаниями в области защиты информации».

Роль государства в обеспечении кибербезопасности отмечает Константин Хромушкин, заместитель генерального директора по инновационному развитию и цифровой трансформации ГК 1520, российского производственно-строительного холдинга, основные компетенции которого сосредоточены в сфере проектирования и строительства железных дорог. «Сейчас особенный фокус на критическую инфраструктуру обеспечения безопасности со стороны правительства. Проводится большая работа, анализ, категорирование линий, мы в этом сильно участвуем. У нас даже сейчас есть решения по киберзащите с двумя крупными вендорами в России: «Лабораторией Касперского» и Positive Technologies, которые позволяют быть уверенным в том, что никакого проникновения в российские системы обеспечения безопасности не произойдет», — говорит Константин Хромушкин.

IPO не за горами

Несмотря на непростую ситуацию, участники рынка прогнозируют бум российского IPO в отрасли через два года. Правда, речь про локальные выходы — например, на Московскую биржу. По словам Гуриновича, инвесторам надо размещать где-то деньги, а за рубежом «сложно, опасно, арестуют». «Выход стартапа на Московскую биржу будет нормальной практикой с высокой оценкой к прибыли. Потому что больше некуда размещать деньги», — прогнозирует Гуринович. Он приводит в пример рынок Ирана, который много лет живет под санкциями: мультипликаторы на иранской бирже к прибыли в среднем 20Х, что в разы выше, чем в России.

«Мы ожидаем, что в 2023–2024 годах начнутся размещения на биржах, возможно, не только классические IPO, но и через цифровые финансовые активы. Невозможность вкладывать рублевые средства где-либо еще стимулирует активность инвесторов», — говорит Калганов. Он отмечает, что продолжится укрупнение бизнеса — за счет занятия освободившихся ниш и консолидации. По итогам 2022 года IT-холдинг планирует показать почти двукратный рост выручки, дойдя до отметки 150 млрд рублей.

Еще один тренд года — крупный бизнес мог собирать команды, которые оказывались на рынке: 1500 человек присоединились к «Группе Т1». В 2023 году Калганов ожидает и развития тренда на построение долгосрочных отношений в бизнесе. «Консолидация и укрупнение показывают намерение компаний оставаться на российском рынке. И значит, именно с ними можно и нужно строить отношения с расчетом на перспективу», — резюмирует Калганов.


Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+