К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новый Бали: как изменилось восприятие острова для переселенцев

Фото: Parq Development
Фото: Parq Development
У острова Бали образ райского места, на котором нет забот. Для туристов стереотип соответствует реальности, но у тех, кто перебирается сюда надолго, возникают новые запросы. Качественные школы, дороги и инфраструктура становятся так же важны, как природа, море и чистый воздух. Можно ли получить уровень жизни мегаполиса на покрытом джунглями острове и организовать семейную и деловую жизнь в тропиках? Об этом рассказал создатель концепции и руководитель Parq Development Андре Фрей. Эта компания придумала и реализовала концепцию «нового Бали» — места для экспатов, где можно жить, работать и даже инвестировать в недвижимость, не уезжая с острова с райской природой.

— Ваш наиболее известный проект Parq Ubud расположен в джунглях далеко от моря. При этом он привлекает десятки тысяч резидентов из разных стран. Почему он популярен среди удаленщиков и стартаперов?

— Parq Ubud был экспериментом в создании комьюнити. Мы формировали проект под особые потребности экспатов, которым нужно социальное взаимодействие. На острове, где много туристов, создать долгосрочные дружеские или рабочие контакты сложно — а сообщество позволяет органично вливаться в окружение. Люди знакомятся за 2–3 дня, а потом вместе отдыхают, общаются и даже создают бизнес. Это происходит естественно.

К тому же концепция Parq Ubud позволяет избежать типичных для Бали проблем: пробок на дорогах и разрозненной инфраструктуры, где хорошее кафе может оказаться в получасе езды от коворкинга. В Parq Ubud все есть: кофейни, рестораны, место для работы, фитнес-клубы, спа, магазины. Это район города с полной инфраструктурой, куда ежедневно приезжает по тысяче человек извне — другие экспаты, живущие в городе.

Фото: Parq Development

— У вашего следующего проекта Parq Family семейный формат. Почему?

— За время пандемии Parq Ubud вырос в три раза, так как мы все время докупали землю и строили новые корпуса. Но лист ожидания не сократился — в нем по-прежнему тысячи семей. Поэтому мы создали концепцию проекта с более крупными виллами, рассчитанными на семейное проживание.

И если Parq Ubud остался открытым городом с бурной общественной жизнью, то Parq Family получился более приватным и закрытым. Вместо концертов и мероприятий здесь тихий комплекс, заточенный под нужды семей с детьми, — с детсадами, школами, педиатрами и центрами развития детей.

— Недвижимость для постоянного проживания на Бали сегодня в большем приоритете, чем курортная?

— Да, Бали становится местом для жизни. Туристы — ненадежные арендаторы, они редко возвращаются в одно и то же место. Мы же создаем продукт для людей, которые хотят постоянно жить и работать на Бали. Это вынуждает менять саму концепцию продукта — воссоздавать все сферы социальной жизни в новой локации. Новый проект Parq Blue на полуострове Букит будет именно таким.

Фото: Parq Development

— Чем он отличается от прочих?

— Parq Ubud и Parq Family — это два района одного города. Parq Blue — отдельный город сам по себе. Он находится на холмах рядом с лазурным океаном, золотым песком и отелями ведущих мировых брендов с номерами по $2000 за ночь (около 156 000 рублей, здесь и далее — май 2023). Мы возведем город на 20 гектаров и 3000 резидентов с тематическими районами в разных стилях. В каждом будут свои парковки, кафе, детские сады и школы. Мы запланировали огромный объем строительства инфраструктуры — общественных помещений, дорог, бульваров, парков, игровых площадок.

Вообще школа — серьезный фактор притяжения резидентов. Ее возведение обходится девелоперу примерно в $5 млн (около 390 млн рублей), зато потом цены на аренду вилл в радиусе 2–3 км от школы способны удвоиться. Логично, что компания, которая строит небольшой жилой комплекс, вряд ли будет вкладывать средства в возведение школы. Мы же планируем создать более тысячи вилл и апартаментов. Для нас школа — это хорошая инвестиция, которая создаст постоянное притяжение к локации.

— Почему для строительства Parq Blue выбрали именно Букит?

— В отличие от других локаций на Бали, Букит не подвержен подъемам и спадам интереса инвесторов: здесь люди всегда будут покупать и арендовать. Кроме того, это очень красивое место. Здесь можно найти ровно тот Бали, что попадает на рекламные буклеты: синий океан и бурная зелень на берегу. Просто посмотрите на фотографии пляжа Меласти. Сюда прилетают зимовать, так как здесь круглый год 28–30 градусов.

Исторически на Буките мало кто селился из-за недостатка питьевой воды. Здесь действительно нет центрального водопровода, и чтобы организовать водоснабжение для своей виллы, нужно пробурить скважину в горной породе. Это обойдется в $100 000 (около 7,8 млн рублей) — не каждый может себе это позволить. Мы можем: для Parq Blue мы делаем собственное водохранилище, системы водоснабжения и канализации.

Фото: Parq Development

— Будущее девелопмента на Бали — это районы комплексного развития?

— Да. Дороги — слабое место Бали, поэтому будущее за районами, где для решения 95% задач не требуется никуда выезжать. Отдельно стоящие объекты из 5–10 вилл в долгосрочной перспективе вряд ли будут конкурентоспособны.

— В чем особенности строительства на Бали?

— Стройка на Бали — это уникальная компетенция. Никаким образованием эту преграду не преодолеть, только опытом. Причина в том, что здесь низкотехнологичный рынок. Я приехал сюда из Германии и хотел строить, как в Германии, но вскоре понял, что здесь нет ни технологий, ни материалов, ни специалистов, которые могут реализовать мои идеи. Я спрашивал: «У вас есть этот материал?», а мне отвечали: «Зачем он тебе? Есть же материал проще, он существует с прошлого века. Возьми его».

На Бали нет зимы, но тропики — не менее жесткий климат. Свое первое здание здесь я покрасил дорогой краской, которая отвалилась через пару месяцев. Тут просто нельзя использовать краску и многие другие популярные в России материалы, вроде гипсокартона и ДСП, — отделка должна быть только из натуральных материалов. Поэтому мы используем дерево, мрамор, керамику. В результате у нас получаются долговечные объекты, рассчитанные на постоянную эксплуатацию и не нуждающиеся в ремонте чаще, чем раз в 10–12 лет. Я проверил каждое решение в своем собственном жилье, так что называю точные сроки из личной практики.

— Почему для вас так важно комьюнити?

— Так как это возможность не быть одиноким, перемещаясь по миру. Люди сейчас не сидят на одном месте, они переезжают и везде хотят встречать людей с такими же ценностями и интересами. Это позволяет легче менять место жительства и быстрее погружаться в местную среду. Резидент может встретить близких по духу людей и в Parq Ubud, и в Parq Family, и в Parq Blue. А особые условия Parq Development позволяют купить объект в одном из проектов, а жить в любом объекте нашей компании по всему миру, пользуясь внутренней программой обмена.

Фото: Parq Development

— По всему миру? Вы планируете строить за пределами Бали?

— Да, у нас в планах Греция, Португалия, Италия и Испания. Мы видим, что понятие дома меняется и люди больше не воспринимают его как одну точку на карте. Теперь это нечто, распределенное по миру. Наш долгосрочный план в том, чтобы создавать интересные проекты для жизни в этом новом децентрализованном мире для деятельных и творческих людей из разных стран. И Бали — только начало.

— Каковы ближайшие планы?

— Это два квартала в особенных локациях острова Бали. Первый мы построим на горе, словно это средневековый замок, — при этом гора находится в пяти минутах от пляжа Меласти. Название будет соответствующее — Citadel by Parq.

Его приоритетом станет абсолютная безопасность: туда не смогут заходить посторонние люди. В отличие от Parq Blue, Citadel by Parq в первую очередь оптимизирована не под возврат инвестиций от сдачи в аренду, а под бескомпромиссное качество и уровень жизни для владельцев: здесь будут шестиметровые потолки, вертолетная площадка, просторные планировки и видовые виллы. Членство в комьюнити возможно только после нашей личной встречи — я хочу познакомиться с каждым, кто планирует жить в Citadel by Parq.

Второй проект — Ocean Сity by Parq на первой линии у воды c прибрежным океаническим бассейном и панорамным видом на горы и море в самом зеленом районе Бали. Здесь меня вдохновил знаменитый пляж Бонди-Бич в Австралии с его бассейном прямо в океане. Мы воспроизведем концепцию Бонди-Бич с балийским колоритом и особым вниманием к деталям.

Вопрос выгоды

— Тренд переезда на Бали позволяет новым проектам не зависеть от рынка туризма. Благодаря этому Parq Development имеет возможность создавать комплексы с непреходящим интересом и обширной инфраструктурой. Такие проекты не подвержены турбулентности курортного рынка — инвестиции в них предлагают стабильную доходность в 10–14% при долгосрочной аренде или 20% при посуточной. Тип аренды инвестор выбирает сам. Все цифры взяты из реального опыта на Бали: тем, кому будет интересно вникнуть в детали, я могу показать расчеты с учетом всех затрат, амортизации и налогов.

3 неожиданных факта о Бали от Алексея Воробьева

Факт 1. Бали пока не вступил в эру крупных инвестиций от больших игроков

— Каждая новая территория встречает три волны первооткрывателей. Первые — пассионарии, представители творческих профессий; они первыми замечают потенциал определенного района и обладают достаточной смелостью и предприимчивостью, чтобы туда переехать и начать обустраивать свой быт. Вторые — предприниматели средней руки. Благодаря им появляются интересные-бизнес проекты, развивается строительный рынок. Зачастую это бутиковый девелопмент, где просчитана каждая деталь.

Третья волна — большие стратегические инвесторы, с появлением которых растет цена. Увидев потенциал локации на примере первых двух волн, крупный бизнес запускает масштабные проекты для более широкой аудитории. К этому моменту спрос, словно маховик, раскручивает себя сам, привлекая все новых и новых резидентов. Бали сейчас на второй — предпринимательской — стадии. Бизнес-идеи и проекты, которые создадут здесь в ближайшее время, будут востребованы и вырастут в цене с приходом больших игроков.

Фото: Parq Development

Факт 2. Переезд на Бали сохранит привычный европейцам образ жизни

— Путешественники со стажем знают: приезжая в азиатскую страну, хочешь не хочешь, а привычки менять приходится. Будь то Таиланд, Япония или Индия, человек должен подстроиться под местные нравы и обычаи. На Бали ситуация отличается. Здесь сложилось редкое сочетание переселенцев из разных стран, каждый из которых привнес частичку собственной культуры — и воссоздал ее здесь. В результате на Бали нет того культурного шока, который ждет в соседних странах: житель острова получает все плюсы и «фишки» Азии без ее минусов.

К примеру, на Бали широкий выбор европейских ресторанов. Заведения с индонезийской едой тоже встречаются, но они совсем не доминируют: при желании местной гастрономии вообще можно избежать. Это же относится к девелопменту, образованию, развлечениям и прочим сферам жизни: резидентам можно жить в привычном ритме, плавно погружаясь в местный колорит.

Факт 3. Минимализм и хайтек — не вариант для Бали

— Многие девелоперы приходят на Бали под впечатлением постов в соцсетях и с желанием строить в этническом стиле, в духе минимализма или хайтека. У них нет локального опыта строительства, поэтому для них неочевидно, что этническая стилистика подходит только для туристических объектов, а не для постоянного обитания. Жесткий минимализм смотрится хорошо разве что на фото, а хайтек с его искусственными материалами и вовсе выглядит неестественно.

Бали дает возможность реализовать желанный многими концепт «роскошно, но просто». Например, мрамор здесь стоит не так много, так как его здесь добывают. Элитный декор из дорогих пород дерева и натурального камня поставляют с Бали по всему миру с трех- или четырехкратной наценкой.

Parq Development придерживается концепции модернизма. Наши проекты можно сравнить с качественными смартфонами от лидера рынка: они служат много лет и одинаково подходят блогерам, криптомиллионерам и владельцам классического бизнеса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости