К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На другой стороне Стамбула

Фото: freestockcenter на Freepik
Фото: freestockcenter на Freepik
Много ли в мире городов, которые можно назвать перекрестками эпох, цивилизаций, культур, религий, морей и континентов? Только один — Стамбул. Поэтому он интересен для путешествий в любое время года. Космополитичный мегаполис с сильным чувством корней всегда найдет, чем удивить туристов.

Пролив Босфор делит Стамбул на европейскую и азиатскую части. Европейская, в свою очередь, разрезана надвое узкой и длинной бухтой Золотой Рог. Из этих половин наиболее известен Старый город — район, целиком занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно сюда устремляются миллионы гостей со всего света (Минкультуры и туризма Турции как-то насчитало 194 страны), чтобы увидеть Айя-Софию, Голубую мечеть, Сулеймание, дворец Топкапы, цистерну Базилика, Гранд-базар и другие достопримечательности. Второму европейскому Стамбулу — по ту сторону Золотого Рога — уделяют меньше внимания, хотя он тоже достоин интереса. Туда мы и направимся.

С чемоданом за впечатлениями

Первый вопрос, который решает любой путешественник, — где ему лучше остановиться. Понятие «лучше» вмещает немало параметров. Если думать о выгодности локации — вплоть до видов из окон, возможностях для релаксации — в том числе гастрономической, и уровне сервиса, то линии выбора могут сойтись на пятизвездочном отеле CVK Park Bosphorus.

Фото: CVK Park Bosphorus

Он расположен в пяти минутах ходьбы от площади Таксим и популярной у туристов улицы Истикляль. Пешком или на трамвае по ней несложно добраться до исторического района Галата (о нем будет сказано ниже). Десять минут в другую сторону — и вы на пристани Кабаташ, где начинаются и заканчиваются круизы по Босфору. Впечатляющие виды на Босфор, Старый город и азиатский берег Стамбула останутся с вами на все дни пребывания в отеле: он насчитывает 10 этажей вместе с панорамным рестораном Izaka Terrace, а само место еще и возвышается на пять-шесть этажей над уровнем моря. В конце XIX века здесь находилась резиденция посла Италии. Затем султан Абдул-Хамид II выкупил особняк и подарил своему министру иностранных дел — впоследствии великому визирю Тевфик-паше. Во времена республики супруга бывшего визиря решила превратить трехэтажное здание в люксовый отель — и очень успешно. Когда в сентябре 1936 года Стамбул посетил британский король Эдуард VIII, президент Мустафа Кемаль устроил для него торжественный ужин в Park Hotel. Отель менял собственников, но не терял блеска (известный поэт и дипломат Яхья Кемаль даже выбрал его своим домом). Однако к концу 1970-х банально устарел и закрылся. Стамбульские власти долго не могли решить, что же делать со знаковым местом. Наконец, за ревитализацию взялась гостиничная CVK Hotels & Resort Group.

Фото: Иван Просветов

К 2013 году отель был кардинально перестроен, благодаря чему его гостеприимность выросла в разы (к слову о сервисе: генеральный менеджер CVK Park Bosphorus в гостиничном бизнесе уже 40 лет). На «минусовых» этажах разместился Safira Spa&Fitness — крупнейший в Стамбуле оздоровительный центр, и клиника омоложения Medexa CVK. В непогожие дни вы сможете насладиться банями и массажами на выбор, вволю наплаваться в бассейне или попробовать total body detox. А в погожие — отправиться на познание Стамбула.

Решение за зрителем

«Живописнейший, тысячу раз воспетый и проклятый город длинной полосой тянется вдоль пролива и разделяется двумя параллельными Босфору улицами — верхней, Перой, и нижней, Галатой, — вспоминал Дмитрий Быстролетов, эмигрант, ставший одним из лучших советских разведчиков-нелегалов. — Пера — это светлый мир банков, посольств, богатых магазинов и нарядной публики. Галата — торговая портовая часть с шумной многоязычной толпой моряков, докеров, воров и проституток».

Фото: galataport.com

Теперь Галатапорт, полностью обновленный за последнее десятилетие, выглядит респектабельнее бывшей Перы. Здесь причаливают только круизные лайнеры и прогулочные суда. На набережной, превращенной в ухоженный променад, если галдят и дерутся, то не матросы, а упитанные чайки. Реконструированное здание таможни и почты занимают семь десятков магазинов местных дизайнеров, ювелиров, кондитеров и парфюмеров. Первые этажи новых корпусов отданы ресторанам и кафе на любой вкус. В оконечности порта — собрание бутиков люксовых брендов. Примерно посередине обосновался Музей современного искусства.

Его местоположение дважды символично. Неподалеку находится мечеть, возведенная в середине 1820-х по повелению Махмуда II — она открылась после усмирения янычар и роспуска их 500-летнего корпуса, потому была названа Нусретие («Победа»). По стилю это фьюжн того реформаторского времени: барокко и ампир в османской интерпретации. Сам музей стоит на месте бывших таможенных складов. В 2004 году их лишь приспособили под выставки, а в 2016 началась грандиозная перестройка, руководить которой взялся Ренцо Пьяно — один из основоположников хайтека, соавтор Центра Помпиду в Париже и реконструктор ГЭС-2 в Москве. Новое здание распахнуло двери в мае 2023 года.

Фото: Иван Просветов

Istanbul Modern, где собраны работы художников начиная с 1950-х годов, — это светская Турция во всем богатстве творчества: вдумчивая, рефлексирующая, ироничная, парадоксальная, эпатажная, фантазирующая, напитавшаяся артистическими идеями Востока и Запада. Живопись, фото, графика, скульптура, коллажи, инсталляции, видеоарт: от таких приземленных сюжетов, как «Мальчик-рыбак и кошки» Орхана Пекера или «Шахтер» Недима Гюнсюра, до космической композиции Хале Тенгер — глобусов, парящих в звездном пространстве под завораживающую музыку, секрет которой заключается в проигрывании известной сюиты задом наперед. Смысловая сложность инсталляции «оставляет решение за зрителем, как и в случае наблюдения за всем, что происходит в мире» — в том числе в Istanbul Modern. Здесь даже крыша превращена в арт-объект — зеркало воды, преподносящее город на горизонте будто с палубы корабля.

И это еще не все. Прямо за портом, в пяти минутах ходьбы по улице Меджлис-и-Мебусан, располагается Университет изящных искусств. Его здание некогда строилось как дворец для дочерей Абдул-Меджида I, но вот уже 140 лет населено преподавателями и студентами. Повезет уговорить охранника — сумеете осмотреть двор и фойе университета со своими маленькими выставки современного искусства.

Прогулка как поиск

Сто лет тому назад на улицах и базарных «пятачках» между Галатским портом и Перой (ныне Бейоглу) можно было увидеть кружащихся дервишей или послушать бродячего музыканта, взяв чашечку ароматного кофе у разносчика-кафеджи. «В темных прохладных магазинах сидели мудрые седобородые турки, поджав под себя ноги, и терпеливо торговали чудесными коврами», — рассказывал Александр Вертинский.

Шарманщики, фаэтоны с арабаджи, голосящие продавцы всякой всячины давным-давно исчезли. Но крутые улочки и хитрые переулки остались. Это район для терпеливых туристов. Поднимаясь от прибрежного Каракея (тусовочного квартала с симпатичными кофейнями, магазинчиками и граффити) в сторону пока что незримой Галатской башни, можно обнаружить, например, антикварную лавку-особнячок с верандой для посиделок, магазин марок с историей в три поколения, Музей невинности, воплощающий одноименный роман Орхана Памука, и книжный «Полторы комнаты» с портретом Бродского на всю внешнюю стену. О близости башни дадут знать магазины музыкальных инструментов и винтажных вещей.

Фото: Иван Просветов

Галатской башне почти семь сотен лет, ее строили генуэзцы. Она была дозорной, стала музейно-смотровой. Ради впечатляющего панорамного вида (в центре Стамбула нет ничего выше — 60 с лишним метров, а над уровнем моря — все 140) есть смысл отстоять в очереди на вход. Башня укомплектована лифтом; путь вниз ради особого развлечения можно пройти по лестнице, встроенной спиралью в ее стены, — с передышками для осмотра витрин с древностями, выставленных на каждом уровне.

Фото: Иван Просветов

От башни берет начало Галип-Деде (улица букинистических лавок и музея дервишей), ведущая на Истикляль — бывшую Гран рю де Пера. Это пешеходная улица, куда в качестве транспорта допущен лишь старомодный красный трамвай, причем в виде одного-единственного вагона. Истикляль — улица не слишком длинная, менее 1,5 км. По обе ее стороны — сплошной модерн и ар-деко: магазины, рестораны, кафе, гостиницы, просто жилые дома. Вы точно не сможете не обратить внимания на элегантный Цветочный пассаж или неоготическую базилику Святого Антония Падуанского — и это будет лишь середина маршрута.

Фото: Иван Просветов

Если же вы утомитесь от торгового и архитектурно-исторического изобилия, вам не дадут заскучать стамбульские коты и кошки, которые бдят и спят где угодно: на стопке джинсов в брендовом магазине, под гроздьями бус в сувенирной лавке, на сиденьях припаркованных мотоциклов и даже в корзинке для «звенящих» вещей у досмотровой рамки в метро.

Непременное море

Морская прогулка — важная составляющая знакомства со Стамбулом: многие его достопримечательности и черты раскрываются в отдалении от берега. Яхта, заказанная для индивидуальной экскурсии, заберет вас из Галаты. На прогулочный паром можно сесть на пристани Кабаташ (от порта к ней ведет вышеупомянутая улица Меджлис-и-Мебусан). Средний по времени тур по Босфору займет примерно пару часов.

Фото: wirestock на Freepik

Во всем своем фасадном великолепии перед вами предстанет Долмабахче — дворец Абдул-Меджида I, которому опротивел Топкапы, замкнутый в четырех дворах и двенадцати стенах. Он захотел жить в величественной и при этом изящной резиденции, открытой морю. Во второй половине XIX века, при его преемниках, дворец разросся до 600 метров в длину и 45 000 «квадратов» общей площади. Топкапы после провозглашения республики был объявлен музеем, а Долмабахче выбрал для себя президент Мустафа Кемаль Ататюрк (здесь он и окончил свои дни).

Эффектный параллелепипед Морского музея близ пристани Бешикташ — очередной пример того, как «поженить» современность и старину. Музей ведет свою историю с 1897 года, в Бешикташе обосновался в начале 1960-х, заняв бывшее здание министерства финансов, а нынешний облик приобрел после генеральной реконструкции 2013 года.

Фото: Иван Просветов

Воздушная на вид мечеть Ортакей, прекрасный образец османского барокко, соседствует с инженерным чудом 1970-х — Босфорским мостом, первым соединившим Европу и Азию. За мостом начинаются стамбульские окраины с традиционными турецкими домами и расслабленными рыбаками на набережных. Историческую границу города обозначают стены и башни крепости Румелихисар, возведенной в самой узкой части Босфора по приказу султана Мехмеда II Фатиха (Завоевателя). Военное значение крепость утеряла еще в XIX веке. По-прежнему могучая и внушительная, теперь она служит абсолютно мирным образом — как летний театр.

Фото: Иван Просветов

Миновав второй висячий мост, названный в честь Мехмета Фатиха, яхта или паром сделают разворот к азиатскому берегу. Здесь вы увидите парад особой роскоши: деревянные «ялы» — загородные дома старой стамбульской знати и богачей, схожие по общему стилю и соперничающие в нарядности. Наконец, проплывете мимо летнего султанского дворца Бейлербейи. Да-да, местный южный климат мягче недалекого северного, на той стороне пролива. Потому здесь и строились резиденции и рекреации.

Все два часа путешествия мимо вас своими путями будут следовать сухогрузы, контейнеровозы, траулеры, пассажирские теплоходы. Босфор никогда не бывает свободен — за год через пролив проходят десятки тысяч больших и малых судов. Говоря городским языком, Босфор never sleep. Нескромные ночные гудки тому подтверждение.

Сочетание ценностей

Намечая визит во дворец Долмабахче, делайте солидный запас по времени. Дворец составляют 285 комнат и 44 зала, основная часть из них открыта для посещения. Долмабахче — это восточная роскошь во всей красе и размахе. На отделку интерьеров ушло 14 тонн золота и 40 тонн серебра, мрамор был использован самый редкий — голубой, порфир — ценнейший, пергамский. Перила парадной лестницы опираются на хрустальные колонны от «Баккара»; лестница ведет в зал торжественных приемов, достаточный для 2500 гостей. Под его куполом, опирающимся на 56 колонн, на высоте 36 метров подвешена самая большая в мире люстра из богемского стекла — подарок королевы Виктории — на 750 свечей, весом более 4,5 тонн.

Вероятно, вы не избежите соблазна заглянуть в Голубой и Розовый гаремные залы, а также пройтись по ландшафтному саду, где растут деревья чуть ли не со всего мира: от чилийских араукарий до корейских сосен. Даже если запланировать дворец на утро, вряд ли останутся силы на соседний Морской музей — около 20 000 экспонатов, в том числе, помимо макетов кораблей всех времен, подлинные султанские лодки-каики и 40-метровая галера начала XVII века. Музей лучше оставить на другой день. И как минимум один из вечеров стоит провести «дома» — за ужином в ресторане Izaka Terrace. Его шеф-повар имеет амбицию заполучить звезду Michelin и потому старается творить чудеса с разнообразными продуктами. Потому среди гостей ресторана немало стамбульцев, заранее бронирующих столики.

Фото: CVK Park Bosphorus

А на следующее утро… На красном трамвайчике доезжаете от Таксима до Каракея и следуете прямо на Галатский мост (сверху, в пешеходной зоне — неизменные рыбаки, на нижнем ярусе — рыбные рестораны). Перешли через Золотой Рог — и вот перед вами легендарный Старый город.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+