Прагматика благотворительности: свежее исследование Sber Private Banking и Frank RG

Sber Private Banking и консалтинговая компания Frank RG проводят подобный анализ благотворительного сектора в России уже в третий раз, фиксируя текущее состояние индустрии, динамику поведения частных жертвователей, тренды, связанные с новыми вызовами, новыми технологиями, новыми возможностями.
Почему Sber Private Banking стал драйвером этой идеи и поддерживает ее третий год? Как объясняет Юлия Ульянова, руководитель направления «Наследование и филантропия» в семейном офисе Sber Private Banking, главные инициаторы, меценаты и основатели крупных филантропических проектов — как раз клиенты private banking. И с семейным офисом они консультируются в том числе на предмет стратегии своих фондов.
«Для нас важно дать владельцу капитала навигацию по рынку, показать, где он на данный момент находится, на какую тропу ступить, чтобы социальный эффект от его вложений был больше».
Проект Sber Private Banking и Frank RG помогает филантропам сориентироваться, какие направления сейчас востребованы, где недостаточно поддержки и какую сферу можно существенно улучшить.
Ежегодное исследование уже стало для благотворительной отрасли рутинным инструментом. «Мы структурируем информацию: что изменилось в цифрах, в мотивах НКО и филантропов, в задачах, стоящих перед индустрией. Фонд может использовать данные для самоанализа — сравнить результаты со своим годовым отчетом и понять, насколько в ногу с коллегами он движется, похожа ли проблематика; увидеть свои сильные стороны, найти точки роста, — отмечает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов. — Филантропу мы помогаем увидеть прагматику отрасли, определиться с выбором НКО. Если фонд использует в своей работе наш отчет — это своего рода индикатор, что он мыслит категориями бизнес-терминов, у него больше шансов на долгосрочную системную работу, чем у тех, кто не смотрит на рынок, не видит себя его частью и не предпринимает попыток сделать себя более профессиональным, рациональным, эффективным».
В 2025 году во всероссийском панельном опросе участвовали 1263 респондента разного уровня достатка, в том числе клиенты private и premium banking* российских банков . Глубинные интервью были организованы и с состоятельными филантропами, и с 10 НКО (еще 12 НКО использовались для бенчмарка). Три банка из топ-5 по объему сбережений физических лиц поделились обезличенными данными о тратах на благотворительность своих клиентов.
Добро в тренде
По оценке Frank RG, рынок благотворительности в России уже превысил 500 млрд рублей. Влияние крупных филантропов увеличивается. Доля средств, направляемых от LHNWI+ (от англ. lower high net worth individual — лица с высоким уровнем дохода, но не относящиеся к категории сверхбогатых, здесь: капитал от 60 млн рублей), в структуре частных пожертвований вернулась к показателям 2021 года — 34%, это около 41 млрд рублей. Кроме того, часть средств компаний и крупных доноров для реализации социальных проектов направляется в фонды целевого капитала — их объем на конец 2024 года составлял 156 млрд руб.
По данным исследования, крупные благотворители чаще, чем в 2022 году, выбирали сложные темы: социальную уязвимость (39%), сиротство (39%), помощь взрослым с тяжелыми заболеваниями (27%).
В целом благотворителей среди частных лиц в России стало больше. В среднем филантропы направляют на благотворительность от 2% до 7% своего годового дохода. При этом 55% выбирают фонд, основываясь на истории и репутации бренда и поддержке медийных личностей.
Топ-5 направлений благотворительности: медицина и здравоохранение (55%); социально уязвимые группы населения (47%); экология и животные (45%); участники СВО и беженцы (40%); территории после чрезвычайных ситуаций (12%). Поводов, вызывающих живой отклик и желание оказать поддержку пострадавшим в тех или иных экстренных обстоятельствах, было много: трагедия в Crocus City Hall, наводнение в Орске и Оренбурге, события в Курской области, разлив мазута в Черном море... В связи с этим повысилась популярность прямой помощи нуждающимся — по оценке Frank RG, она выросла на 35%. Но если говорить о доле жертвующих в благотворительные организации, здесь также наблюдалась положительная динамика — рост почти в два раза по сравнению с 2023 годом (60% против 32%).
Вовлечению большего количества людей в благотворительность способствует в том числе распространение технологий и механизмов, облегчающих участие в благотворительности. 87% предпочитают другим видам активностей денежные пожертвования. И все большее распространение получают незаметные автоматизированные механики, когда поддержку НКО можно совмещать с регулярными тратами — например, перевод накопленного кешбэка и округление сумм. Как оказалось, такие способы оплаты более популярны у высокодоходных клиентов банков.
Еще один тренд — рост роли государства в благотворительности. Это и совершенствование законодательства, и ужесточение правил отчетности для санации благотворительной деятельности от элементов мошенничества и коррупции, и создание крупных фондов. Например, 200 млрд рублей в 2024 году было направлено на помощь подопечным фонда «Круг добра», финансирование которого происходит за счет повышенного НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год (этот объем средств не учитывается в исследовании Sber Private Banking и Frank RG).
Выбор нового поколения
Одной из особенностей исследования этого года стал фокус на наследниках владельцев крупных частных капиталов. Молодые люди до 35 лет составили 67% респондентов в выборке по сегменту LHNWI+.
Аналитики Frank RG отмечают, что молодые доноры отличаются от старших филантропов мотивацией и моделями поведения. Они в большей степени ориентируются на личные ценности: предпочитают непубличность и форматы помощи, подходящие их образу жизни и взглядам, стремятся решать социально-значимые проблемы. При этом у большинства из них за прошедший год вовлечение в благотворительность не изменилось.
По данным опроса этого года основные мотивы участников до 35 лет — стремление изменить мир к лучшему (56% респондентов), желание помочь конкретному человеку или организации (51%), убеждение, что совершенное добро обязательно вернется (36%). «Мне ближе что-то, что долгосрочно решает проблему, а не краткосрочно затыкает конкретную дыру... Дайте мне интересный формат и более-менее уверенность, что мы реально делаем что-то хорошее, и я буду целиком за», — отмечает один из молодых участников глубинных интервью. И приводит в пример проект The Ocean Cleanup: «Хороший пример, потому что ты реально можешь посмотреть фотки: плавают кораблики и чистят океан. Позитивное изменение».
Проект The Ocean Cleanup показателен с разных сторон: в нем есть яркая личность, острая проблема, впечатляющие результаты, инновационные технологии. Будучи школьником, голландец Боян Слат был поражен количеством увиденного во время дайвинга в Греции мусора под водой. Он сделал школьный проект на эту тему, а потом, уже учась в университете, выступил на TEDx с презентацией о том, как с помощью технологий избавить океан от пластика. Видео стало вирусным — Слат собрал деньги на первые исследования и разработку системы сбора мусора. Цель The Ocean Cleanup к 2040 году — удалить 90% пластика в океане. Недавно компания подписала соглашение с Amazon Web Services (AWS): на базе облачных технологий и инструментов искусственного интеллекта будет создана система, объединяющая спутниковые снимки, данные с дронов и датчиков, автоматически распознающих животных, что сократит расходы и повысит безопасность операций.
Управлять ожиданиями
Пока по оценке Frank RG, в благотворительную активность вовлечены 67% представителей сегмента LHNWI+. Что мешает большему количеству состоятельных людей становиться филантропами?
Главный барьер — страх мошенничества (32% респондентов), 30% питают недоверие к благотворительным фондам и организациям, 23% отметили недостаточную осведомленность об их деятельности. «Не очень комфортная для меня история, когда ты даешь значимую для тебя сумму, без открытой отчетности», — отмечает один из филантропов. «Я не сотрудничаю с фондами и предпочитаю помогать адресно, конкретно людям», — говорит другой владелец крупного капитала. — Я считаю, что каждая моя копейка, рубль, тысяча, неважно какая сумма, которую я вынимаю из кармана, чтобы кому-то помочь, на все 100% должна быть адресована тому, кто в этой помощи нуждается. Как только с этой суммы начинают срезаться какие-то проценты на администрирование, управляющего, распределяющего, контролирующего, отчитывающегося какого-то органа, я понимаю, что часть моих денег тратится не по назначению. И я к этому не очень готов».
В то же время именно взаимодействие с фондами напрямую либо через благотворительные платформы, которые предварительно оценивают НКО на благонадежность, позволяет отследить целевое расходование денежных средств и быть уверенным, что они будут потрачены по назначению. Благотворительные фонды не расходуют средства на административно-хозяйственную деятельность, если это не предусмотрено сбором. Хотя сборы с такими целями тоже важны: благодаря им фонды могут вести свою деятельность: проверять документы, публиковать информацию о сборах, привлекая тем самым внимание людей, собирать отчетность и предоставлять её благотворителям.
Доверие к сектору снижает и новостной фон последних лет — 22 фонда были признаны иноагентами, 15 из них прекратили свою деятельность. Демотивируют и кейсы известных бизнесменов, которые были для многих ролевыми моделями в благотворительности. Наличие эндаумента обеспечивает устойчивость школы «Летово» после ареста Вадима Мошковича, ее создавшего и глубоко вовлеченного в ее деятельность, но о рисках возникновения проблем у личного благотворительного проекта при проблемах основателя задумались многие.
Тем не менее, число филантропов среди владельцев капиталов растет. Отчасти этому способствует профессионализация сектора. НКО стремятся диверсифицировать источники поступлений, выстраивая стратегии работы с крупными донорами — как с частными лицами, так и с компаниями. Юлия Ульянова из Sber Private Banking отмечает, что фонды начинают глубже вникать в то, чего хотят меценаты: например, делают для крупных доноров более камерные мероприятия с деловой частью — презентацией стратегии, результатов, готовят отчеты в цифровом формате с хорошей выжимкой и четким разъяснением, куда пошли деньги. «Фонды используют все больше разных форматов и инструментов для работы с крупными филантропами», — констатирует эксперт.
Сооснователь Sensemakers Оксана Разумова, председатель правления фонда «Друзья», отмечает важность исследования сектора для индустрии: оно «позволяет получить информацию, на основе которой сотни НКО в дальнейшем смогут выбрать эффективные и устойчивые стратегии, в том числе модель привлечения доноров». И констатирует, что при работе с крупными донорами очень важно выстраивать работу с ожиданиями всех сторон от совместного сотрудничества: «Например, филантропы с наибольшим объемом благотворительных взносов часто определяют свою поддержку как инвестицию в долгосрочное и системное социальное изменение. Задача НКО как бенефициара и принимающей стороны в данном случае — обеспечить и доказать его, измерить и наглядно отразить. Мотивация донора лежит и в плоскости формирования репутации, деловых связей, развития и укрепления личного бренда, нетворка и коммуникаций. В этом нет ничего предосудительного, но фонд-благополучатель должен обладать возможностями и ресурсами для удовлетворения таких интересов, либо честно предупредить об их отсутствии. Управление ожиданиями на этапе переговоров — залог успешного и доверительного сотрудничества».
Есть еще один драйвер растущего участия владельцев капитала в благотворительности — ответственность за капитал в долгосрочной перспективе. «Многие наши клиенты думают о передаче своего состояния. И все чаще в структуре личных фондов или в завещаниях в качестве получателей определенной суммы после наступления наследственного события фигурируют собственные благотворительные проекты или конкретные организации», — говорит Юлия Ульянова.
А вот как формулирует свою мотивацию один из участников исследования: «Быть счастливым в обществе угрюмых, обездоленных и несчастных невозможно. Поэтому чем более счастливым, улыбчивым и доброжелательным будет общество, тем больше и выше шанс того, что моим внукам будет комфортно в нем жить. Просто общий фон, как минимум. Заниматься благотворительностью через осознанность и через жалость — разная мотивация».
*Private banking — персональное банковское обслуживание состоятельных лиц, premium banking — премиальное банковское обслуживание.
