К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что надеть в суд: как юристу управлять впечатлением через стиль

Federal Legal Forum 25, Левитская-Эриш Елена; Подвальная Ксения; Заброцкая Анна; Гребенщикова Ярослава; Крылова Наталья; Дорофеева Анастасия
Federal Legal Forum 25, Левитская-Эриш Елена; Подвальная Ксения; Заброцкая Анна; Гребенщикова Ярослава; Крылова Наталья; Дорофеева Анастасия
Может ли внешний вид юриста или адвоката повлиять на доверие к нему суда и клиента? Эту тему обсуждали на сессии «Что надеть в суд?» в рамках Юридического форума, организованного FCongress. Эту неформальную на первый взгляд тему подняла автор данной статьи Анна Заброцкая, управляющий партнер в России АБ Nordic Star и основатель проекта Fashion Law Russia. Спикеры, среди которых были не только юристы, но и нейроученый и дизайнеры, подошли к теме с разных сторон: от психологии цвета до авторских прав на дизайн. Эксперты обсудили, как адвокаты могут выражать себя через одежду, не теряя индивидуальности, и как внешний облик может повлиять на восприятие судьи и исход дела.

Нейробиология первого впечатления

В России строгого судебного дресс-кода для адвокатов нет, из-за чего совет судей даже выпустил отдельный запрет на появление на заседаниях в шортах и пляжной обуви. Эксперты форума были единодушны: одежда юриста — это не только эстетика, но и стратегия. Удачно выстроенный образ способен усилить позицию адвоката, а промахи в имидже — повредить репутации.

Нейробиолог и психолог Ярослава Гребенщикова объяснила, почему принцип «встречают по одежке» актуален и в суде. Наш мозг принимает мгновенные эмоциональные решения (так называемая «Система 1» по Даниэлю Канеману), даже когда кажется, что мы думаем рационально. Визуальные факторы — внешний облик, цвет, стиль — запускают подсознательный анализ компетентности за доли секунды, формируя первое впечатление. Одежда фактически становится языком без слов, посылая сигнал о человеке еще до того, как он начнет говорить.

Ярослава Гребенщикова, нейробиолог и психолог

Научные эксперименты подтверждают: юрист в классическом костюме воспринимается гораздо более компетентным и надежным, чем в неформальной одежде. А откровенно сексуальный или чрезмерно модный стиль заметно снижает уровень доверия. Не менее важен цвет: самый выигрышный оттенок для суда — темно-синий (ассоциируется с надежностью и стабильностью). В целом консервативная гамма действует безошибочно, тогда как яркие тона могут вызвать лишние эмоции. «Если хотите шокировать судью — наденьте оранжевое, — шутит эксперт. — Но лучше выбирать приглушенные цвета».

Эксперимент под названием «Плащ невиновности» показал: если одного и того же подсудимого одеть по-разному (в оранжевую тюремную робу или в строгий костюм), то присяжные скорее всего признают его виновным в первом случае. Это наглядно показывает, что люди даже непроизвольно могут предвзято отнестись к другому из-за его внешнего вида. Гребенщикова заключила: одежда — тот язык, на котором мы говорим до слов. Поэтому юристу стоит спросить себя: какой сигнал посылает мой облик и соответствует ли он репутации, которую я хочу создать в суде?

Тренды делового костюма

Дизайнер Ксения Подвальная, основатель петербургского Ателье Biser, согласилась с тем, что внешний вид адвоката — часть его профессионального облика и репутационного капитала. Конечно, «костюм не выиграет процесс», но сразу «выдаст» кредит доверия, который так важен в суде. Дальше за дело берутся ваши знания и красноречие. Но почему бы не начать с небольшого преимущества? «Если слово — это наше оружие, то костюм — наши доспехи», — отметила Ксения Подвальная.

Ксения Подвальная, основатель петербургского Ателье Biser

Внешний вид — часть профессиональной коммуникации, и к нему надо относиться как к инструменту. Так же, как вы готовите речь и аргументы, подготовьте и свой образ к выходу в суд. Одежда может «подсветить» вас как эксперта (например, безупречно сидящий костюм указывает на внимание к деталям) или поддержать заявленную позицию (скромный образ соответствует смиренной линии защиты, более выразительный — напору и уверенности). Главное, он должен отвечать той роли, которую вы взяли на себя в судебном процессе.

Основной совет дизайнера: придерживаться классического стиля и добавить в него легкую персонализацию. Хорошо сидящий костюм нейтрального цвета — беспроигрышный вариант. Важна идеальная посадка: одежда должна быть точно по фигуре, оптимальной длины, из качественной немнущейся ткани. Когда костюм не стесняет движений и выглядит безупречно, адвокат чувствует себя увереннее и концентрируется исключительно на деле. Индивидуальность допустима в мелочах, не выходящих за рамки дресс-кода. Например, неброский платок или нестандартные пуговицы. Главное, чтобы любой акцент работал на образ профессионала, а не против него, подытожила спикер, добавив: «Соблюдайте правила, но оставайтесь собой».

Классика неизбежна, но каждый находит способ добавить штрих индивидуальности: особый аксессуар, оригинальный крой, цветовой акцент. Деловой стиль не обязательно скучен, если проявить умеренный креатив. Главное, чтобы внешний вид не отвлекал от сути дела, а лишь усиливал нужное впечатление.

В качестве иллюстрации дизайнер сравнила подходы знаменитостей к судебному дресс-коду. Актриса Гвинет Пэлтроу, например, выбрала неброский гардероб нейтральных оттенков: от премиальных брендов, но без логотипов и с минимумом украшений — это классический пример «тихой роскоши», демонстрирующей уважение к суду и уверенность в собственной правоте. А представлявшаяся богатой наследницей Анна «Делви» Сорокина, напротив, появлялась на процессе в кричащих дорогих нарядах от люксовых брендов (включая фирменные черные очки), стараясь убедить суд, что столь стильная девушка не могла быть аферисткой. Наряды не спасли Сорокину от обвинения в мошенничестве, но привлекли внимание прессы.

Украшения как сигнатура стиля

Ювелир Елена Левитская-Эриш, основатель и руководитель Sokolov Atelier, обратила внимание на роль аксессуаров. Казалось бы, украшения — это лишь маленькая деталь, однако и они посылают невербальные сигналы о статусе и намерениях. «Украшение — это язык, который порой красноречивее многих слов», — отметила спикер.

Елена Левитская-Эриш, основатель и руководитель Sokolov Atelier

Практические советы ювелира сводятся к умеренности и уместности. Не рекомендуется надевать одновременно более трех-четырех предметов. Исключите дешевую пластиковую бижутерию и слишком массивные, броские украшения, которые ассоциируются с пляжем или вечеринкой; аксессуары с кричащими логотипами (демонстрация достатка не к месту в суде); а также чересчур личные атрибуты вроде именного колье. Любой отвлекающий акцент, смещающий фокус с дела на вашу персону, вреден — поэтому огромные бриллианты тоже неуместны.

Что же уместно? Эксперт рекомендует выбирать качественные, неброские вещи, которые подчеркнут ваш вкус и надежность. Универсальный вариант — классические часы (символ пунктуальности и статуса). Для женщин подойдут аккуратные серьги-пусеты, изящная цепочка с подвеской или нить жемчуга — такие детали придают образу элегантность и внушают доверие. Обручальное кольцо, если вы состоите в браке, обязательно: наличие семьи окружающие воспринимают как признак стабильности и благонадежности.

Резюме Елены Левитской-Эриш: украшения должны дополнять образ, а не доминировать. Один уместный акцент лучше, чем россыпь драгоценностей.

Юрист и мода: взгляд изнутри

Наталья Крылова, директор по правовым вопросам Melon Fashion Group, подчеркнула: следить за актуальными тенденциями полезно даже тем юристам, кто далек от индустрии моды. Сейчас приверженцы классики снова «в тренде»: кутюрье продвигают деловой стиль, так что адвокату теперь проще выглядеть актуально и при этом соблюдать этикет.

Наталья Крылова, директор по правовым вопросам Melon Fashion Group

Тем, у кого нет времени изучать тренды, Крылова советует обращаться к готовым решениям, например капсульным коллекциям. Многие ретейлеры, включая Melon Fashion Group, сейчас готовы предложить офисные капсулы: наборы базовых вещей, из которых можно быстро составить несколько гармоничных комплектов для работы и суда. Такая «шпаргалка стиля» помогает обновить гардероб, не рискуя нарушить дресс-код.

В fashion-компании юрист действительно находится как в антураже фильма «Дьявол носит Prada», говорит Наталья Крылова, и должен совмещать две роли: специалиста по «модному» праву и «модника», чтобы говорить с дизайнером на одном языке, но при этом сохранять профессиональную строгость. Внешний вид инхаус-юриста может быть менее формальным (если это допускает культура компании), но принцип респектабельности остается неизменным. На переговорах и в суде юрист является лицом компании, которую представляет.

Важнее право, а не дресс-код

Завершила сессию Анастасия Дорофеева, юрист, защитившая первую в России диссертацию по fashion law, основатель бюро A.D. Fashion Law и соруководитель проекта Fashion Law Russia. Она рассказала, что ее часто спрашивают: «модное право» — это про каблуки в суде? На самом деле эта сфера юриспруденции не про дресс-код юриста, а правовое сопровождение индустрии моды.

Анастасия Дорофеева, юрист, защитившая первую в России диссертацию по fashion law, основатель бюро A.D. Fashion Law и соруководитель проекта Fashion Law Russia

Примерами из практики Анастасия Дорофеева напомнила, что за каждой деталью одежды «тянется» цепочка судебных решений, договоров, прав и ограничений и на каждом этапе судебного разбирательства ее «звеном» является юрист.

Fashion law — это не про «что» надеть, а «как» это сделать возможным. Сюда включено все, от охраны авторского дизайна и регистрации товарного знака до борьбы с контрафактом и согласования условий поставок. Это сфера, где юрист работает на стыке коммерции, креатива и технологий и не просто оформляет бумаги, а является незаменимым специалистом в творческой команде, помогая корректно претворить креативные идеи в жизнь в рамках правового поля. Этому, в частности, служит и проект Fashion Law Russia, подытожила Анастасия Дорофеева.

Когда адвокат надевает хорошо скроенный костюм, уверенно входит в зал и уверенно представляет интересы клиента — это итог работы не только дизайнеров и производителей одежды, которые создали образ, выбрали ткань, фурнитуру и т. д. Помимо всего этого, была и правовая работа, которая сделала возможным сам факт появления той или иной вещи. Fashion law — это про то, чтобы дизайнер мог создавать, производитель — выпускать, бизнес — продавать, а потребитель — носить.

В этом смысле сессия «Что надеть в суд?» оказалась не только про стиль, но и про экосистему доверия и репутации, которую создают юристы. Как бы ни менялись тенденции, останется одно: хороший костюм не выиграет процесс, но поможет начать его с правильного впечатления. А о правильном впечатлении, как и о правах на дизайн, лучше подумать заранее.

Анна Заброцкая, автор статьи

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+