Сергей Норицин, Точка Банк: «ЮАР — новый хаб для международной торговли»
— С какими впечатлениями от бизнес-климата в ЮАР вы вернулись после поездки с Forbes?
— Экспедиция в октябре 2025 года подтвердила, что ЮАР сегодня — это стратегическая площадка для перезапуска международной торговли в новых условиях. Климат прагматичный: после изменений на глобальном рынке образовалась ниша для качественных товаров и технологий, и местный бизнес активно ищет новых надежных партнеров. Ключевое впечатление — открытость к диалогу как со стороны частного сектора, так и государственных институтов. Встречи с представителями торговых палат и регуляторов проходили в формате обсуждения конкретных барьеров и путей их преодоления, что говорит о серьезном намерении привлекать новые инвестиции.
— Какие основные возможности для российских предпринимателей вы увидели в ходе экспедиции?
— Думаю, что в недалеком будущем ЮАР станет ключевым финансовым и логистическим хабом. Компании, которые сейчас начнут поэтапное формирование своей южноафриканской «платформы» получат значительное конкурентное преимущество в среднесрочной перспективе. Это рынок для стратегических, а не спекулятивных игроков с целым комплексом возможностей. Во-первых, это касается прямых продаж в сегментах, где наша продукция имеет конкурентное преимущество: агротехника, оборудование для горнодобычи, решения для энергетики и IT-безопасности. Во-вторых, ЮАР может играть роль финансово-логистического хаба в работе с третьими странами. Через партнерство с местными компаниями можно выстраивать реэкспортные схемы и управлять региональными поставками, используя развитую банковскую и портовую инфраструктуру страны.
— С какими вызовами могут столкнуться российские компании при выходе на рынок ЮАР?
— ЮАР сохраняет связи с мировыми финансовыми институтами и соблюдает санкционные ограничения. Нам вместе важно выстраивать новые устойчивые каналы для взаимных расчетов. При выборе новых контрагентов важно понимать, какой способ расчетов будет наиболее надежным, и наша общая работа в формате БРИКС создает необходимую дорожную карту для бизнеса. Второй вызов — обязательное требование локализации через партнерство с компаниями, соответствующими политике BEE (Black Economic Empowerment). В этом смысле «вызов» — это возможность стать частью местной экосистемы, что идеально соответствует духу нашего стратегического сближения.
— Как бы оценили финансовые институты ЮАР? Способны ли они поддерживать зарубежные инвестиции?
— Финансовая система ЮАР — это развитая и консервативная экосистема с панафриканским охватом. Ее ключевая ценность — глубокая экспертиза в работе со сложными рынками континента. Поддержка инвестиций возможна, партнерство в рамках БРИКС обеспечивает возможность обсуждения новых проектов, которые получают поддержку со стороны и России, и ЮАР. Банки готовы финансировать и обеспечивать платежное сопровождение операций локальных юридических лиц, имеющих прозрачную структуру бизнеса и четкое происхождение товаров.
— Насколько применим ваш личный опыт в Точка Банке к работе с южноафриканскими партнерами?
— Наш профильный опыт — это выстраивание цифровых финансовых сервисов для бизнеса в условиях повышенного внимания комплаенса. Мы понимаем, как важно обеспечивать безупречную документальную основу для международных операций. Этот опыт критически важен для помощи нашим клиентам в подготовке финансовых документов, которые будут приниматься южноафриканскими банками при работе через агентские схемы. Кроме того, наши технологические решения для управления кеш-флоу и валютными позициями могут быть адаптированы для компаний, ведущих операции через южноафриканские структуры.
— Какие инструменты и подходы в международных расчетах вы рекомендовали бы использовать при ведении бизнеса в ЮАР?
— Наиболее работоспособная стратегия — полное структурирование операций через локальные юридические лица, а также адаптация к южноафриканскому рынку через построение прозрачных и легитимных партнерских структур. Наиболее перспективным путем кажется использование гибких юридических форматов сотрудничества, которые учитывают как глобальные тренды многостороннего взаимодействия, так и локальные приоритеты России и ЮАР в области экономического развития.
