
На площадке IPQuorum.Start, помимо Диксона, выступали еще два иностранца — ведущий международный эксперт по бизнес-стратегии, эффективному нетворкингу и формулам успешных взаимоотношений Гил Петерсил и исполнительный директор Pemandu Rus и один из авторов «Малайзийского чуда» Крис Датук Тан, который рассказывал о том, как программу трансформации Малайзии можно применять в компании. Мы расспросили их о том, что в современном мире происходит с интеллектуальной собственностью.
Любовь клиентов важнее технологий
Патрик Диксон вновь приводит в пример 3D-телевизоры. По его словам, на них были зарегистрированы тысячи патентов, но каждый из производителей почти прекратил их выпускать. «Вы можете привлечь внимание аудитории с помощью умных продуктов, но так и не завоевать сердца потребителей. Добиться любви покупателя — это волшебство», — объясняет Диксон. Он считает, что нужно всегда быть сфокусированным на клиенте, а не на технологии. При этом он признает, что большая проблема для компаний — страх потерять свою интеллектуальную собственность, поэтому они далеко не всегда патентуют свои изобретения, чтобы не раскрыть секреты наработок.
Отнеситесь к вашей интеллектуальной собственности как к страстному увлечению, Патрик Диксон
Крис Датук Тан вспоминает Илона Маска, который заявил, что готов поделиться патентами Tesla на электромобили во благо человечества и для борьбы с глобальным потеплением через ускоренное внедрение электромобилей по всему миру. «Это хорошо для человечества, но я подозреваю, что его акционеры будут крайне раздосадованы тем фактом, что он отказался от своего преимущества над конкурентами», — говорит Тан.
При этом не всегда важно обладать огромным количеством патентов, важно и уметь прогнозировать тенденции на десятки лет вперед. «Правда в том, что большинство дебатов о будущем не о том, что произойдет в конкретной отрасли, а о том, когда это произойдет. Например, когда большинство новых автомобилей, продаваемых в Москве, будут на 100% электрическими», — говорит Патрик Диксон. Когда предприниматель фокусируется на мегатрендах, то он видит факторы, которые изменят мир в течение следующих 30–50 лет. По словам Диксона, таких факторов много: рост развивающихся рынков, падение цен на все технологии (не только цифровые), рост автоматизации, старение населения, увеличение продолжительности жизни и так далее. «Многие из этих факторов меняются медленнее или более предсказуемо, чем большинство людей себе представляют», — уверяет Диксон.
Цена контента не всегда деньги
Гил Петерсил уверен, что нематериальные активы уже сейчас сильно влияют на развитие мировой экономики. «Традиционные бизнес- и маркетинг-стратегии ушли в прошлое. Брендинг кардинально изменил наши представления о маркетинге, а товарные знаки и франшизы — о способах развития компаний», — уверен Петерсил. По его словам, рынок интеллектуальной собственности обладает огромным потенциалом. «Есть компании, которые лицензируют контент от разных спикеров и коучей, включая меня, и зарабатывают миллионы долларов каждый месяц, продавая его по подписке», — считает Петерсил.
При этом если говорить об интеллектуальной собственности, имея в виду контент, то создатели востребованного контента получают огромное влияние в интернете, инфлюенсеры способны влиять на умы миллионов своих подписчиков в соцсетях. «Сегодня грамотная маркетинговая кампания работает с инфлюенсерами — людьми, способными привлечь новых клиентов», — говорит Петерсил. В том, что инфлюенсеры способны делать сумасшедшие вещи, согласен и Тан. В частности, для увеличения армии своих подписчиков. «Мы видим, как индустрия креативного контента переходит от разработки контента на основе каналов к разработке контента на основе взаимодействия и опыта», — объясняет Тан. И огромное влияние может заменять традиционную материальную плату за производимый контент.
Гил Петерсил
«Мой совет стартаперам и предпринимателям: прежде, чем приступать к цифровому маркетингу и промоакциям, вырастите свое собственное сообщество потенциальных клиентов, даже если оно немногочисленное и слишком нишевое», — говорит Тан. По его словам, нужно сосредоточиться на разработке качественного контента, который привлекает ваше сообщество, и медленно наращивать это влияние и охват. В итоге вокруг этого сообщества вырастет экосистема.
Нам нужны перемены
Все трое экспертов уверены, что система защиты и дистрибуции интеллектуальной собственности нуждается в реформировании. Например, Гил Петерсил считает, что через несколько лет появится глобальная система управления контентом, которая будет основана на технологии блокчейн. Это позволит отслеживать оригинальных авторов контента и нелегальных распространителей. «Я с нетерпением жду новых технологических решений именно потому, что они позволят очистить интернет от дубликатов», — говорит Петерсил. Он уверен, что на базе такой платформы люди смогут спокойно делиться своим творчеством с миром, не опасаясь плагиата, результаты поиска начнут выдавать только релевантную информацию, а желающие смогут и монетизировать свой контент.
С одной стороны, улучшенная система защиты интеллектуальной собственности принесет пользу как бизнесам, так и стране — благодаря прорывам в научных исследованиях и росту расходов на R&D, рассуждает Крис Датук Тан. С другой стороны, чтобы иметь динамичную и инновационную экосистему, модель открытых инноваций должна поощрять ускоренное распространение и внедрение технологий. «Я верю в смешанный подход: прорывные и тянущие на Нобелевку исследования, результатом которых становятся новые объекты интеллектуальной собственности, правительство и бизнес должны защищать любой ценой, а общество и бизнес должны добровольно принять более прозрачную инновационную модель для разработки новых продуктов и решений», — говорит Тан.
Патрик Диксон считает, что сейчас есть проблема доказать, что человек достоин нового патента: экспертам в сфере инноваций нужно каждый раз глубоко погружаться в предмет, чтобы понять, что действительно изобретено что-то новое. При этом есть вещи, подпадающие под определение интеллектуальной собственности, но с ними можно обойтись без патентов. В пример он приводит своего друга, который «пишет несложный код, и люди могут его использовать на своих сайтах за небольшую цену». «Работами такого типа вполне можно было бы управлять на глобальной платформе, объединяющей информацию об объектах интеллектуальной собственности», — уверен Диксон. При этом на личном сайте он выложил шесть своих книг и более 650 видео — ему приятно, когда люди берут этот контент и размещают на своих ресурсах. «Чаще всего они упоминают мое авторство, и мне этого достаточно», — говорит Диксон.
